EN|RU|UK
 Политика Украины, Экономика
  3941  155
Материалы по теме:
Все про:Россия (68890)

 УКРАИНА & РОССИЯ: БРАТСКАЯ… НЕЛЮБОВЬ

Наблюдая за развитием добрососедских отношений с Украиной, российская журналистка посоветовала своему президенту: вы, батенька, либо плавки наденьте, либо крест снимите. Украинская сторона еще и масла в огонь подливает: а кто говорил, что с Януковичем будет легко?..

Украина и Россия явно находятся в поиске нового формата дружбы. Однако политические реверансы в сторону друг друга иной раз приводят в замешательство не только общественность двух стран, но и политиков Евросоюза. Слишком много у братских некогда народов неразрешимых проблем, чтобы их диалог был прост. Эксперты называют около десятка вопросов, вокруг которых Украина с Россией топчется на одном месте десятилетиями. Ну, например, совместное использование Керченского пролива, сотрудничество с НАТО, интеграция в европейское пространство, статус русского языка в Украине и т.п. С недавних пор к перечню этих проблем добавилась еще и цена на газ.

О дипломатических недосказанностях, камнях преткновения в отношениях между двумя странами рассуждают российские и украинские политологи и эксперты.

Владимир ЖАРИХИН: «Новая украинская власть отвечает России так же, как старая» (Москва)

- Была очень большая надежда на новую власть в Украине и на изменение наших взаимоотношений, - комментирует отношения братских стран заместитель директора Института стран СНГ. – Но, когда анализируешь результаты действий новой украинской власти, оказывается, что ответы на принципиальные вопросы, стоящие перед украинской властью, по сути, такие же, как и у предыдущего руководства страны. Просто мотивировки другие. Если, например, оранжевая власть говорила: мы идем в Европу, потому что Россия плохая. То новая украинская власть говорит: мы идем в Европу, потому что Россия хорошая, но Европа - лучше. Суть ответа от этого не меняется.

Или, скажем, вопрос по русскому языку. Старая власть говорила: мы не хотим делать русский язык вторым государственным, потому что мы принципиально за то, чтобы украинский был единственным государственным языком. Новая власть говорит: мы не будем делать русский язык вторым государственным, потому что время не пришло, дескать, политический момент не позволяет это сделать сейчас. То бишь, ответ тот же – но мотивировка другая.

Итак – по многим вопросам. И по вопросам, связанным с взаимодействием с Россией по наукоемким технологиям, и по многим другим. Почему? С одной стороны можно понять украинскую власть, ситуация в стране непростая.

Однако, раньше с одной стороны у Украины была такая мощная экономически и политически интегрированная структура, как Евросоюз, а с другой – неопределенное образование, сформированное, скорее, по территориальному принципу, под названием СНГ. Было понятно стремление Украины к Евросоюзу. Но ведь ситуация изменилась. Вокруг России сейчас также начало активно формироваться интеграционное объединение, может не такое мощное, как Евросоюз, но, тем не менее, реальное экономическое объединение - Таможенный союз, который в дальнейшем собирается превратиться в Единое экономическое пространство. Я думаю, Украине было бы невыгодно оказаться в промежутке между этими объединениями. Двигаться в сторону одного из них – это означает по отношению к другому объединению утратить преимущества, имевшиеся ранее.

Но, Украина не изменила позицию. Нам отвечают: мы движемся в сторону Евросоюза. А что касается Таможенного союза, то мы предлагаем формулу 3+1. Что такое 3+1 не понимают, в том числе и в Украине.

Я понимаю сложности украинского руководства, ведь товарооборот - где-то пополам. Но тут уже возникает вопрос перспективной философии: перспектива для Украины. Ведь структура товарооборота несколько разная. В страны Евросоюза из Украины поставляются товары, что называется, низкого передела. А в Россию, в основном, достаточно высокого. Вы отказываетесь от взаимодействия с Россией? Ведь невступление в Таможенный союз – это в некоторой степени отказ от сотрудничества. Как это повлияет на отношения двух стран? Мы же не собираемся оставлять дыру на украинской границе. Поэтому Украине придется выбирать: или создание вместе с Россией, Казахстаном и Белоруссией наукоемких технологий, это возможно, хоть и трудно, или движение в сторону Евросоюза с надеждой, совершенно мифической, что Евросоюз поделится с Украиной своими наукоемкими технологиями. Я думаю, что Евросоюзу украинские производственные мощности не нужны. Хотя я согласен, вопрос выбора для Украины очень сложный.

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ: «Такой обреченности на выбор и такой неясности у Украины никогда не было» (Киев)

- Какой-то неправильный диалог у нас между Украиной и Россией складывается, - считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологий. - Российская сторона всегда норовит рассказать, как Украине было бы должно себя вести. Нас критикуют за логичност ь или неправильное поведение. Я считаю, что каждая из сторон должна искать недостатки в собственной позиции. Российская сторона должна сама знать, что не так в российской позиции по отношению к соседям. Что российская сторона недорабатывает в наших взаимоотношениях или недорабатывает не в ту сторону?

Мы уже полтора года в Украине живем, когда русофобского правления нет. Ну, нет у нас, согласитесь, власти, которая не воспринимает на дух все российское. Тем не менее, после харьковских соглашений прошло около года, а какого-то значимого прогресса в наших отношениях не наблюдается. В этом есть и наша, украинская, вина. Но, российская сторона, как более сильный партнер, мне кажется, несет большую ответственность за то, что у нас не состоялось. Например, в таких вещах, как соглашение по судостроению, авиастроению. Ведь здесь нужно ожидать, скорее, с российской стороны инициативы. У нас стоят мощности, или лежат. У нас нет денег, чтобы их поднять. Деньги есть у России. Но почему-то за год ничего не произошло.

Есть такая вещь, как позитивный пример. Последние полгода из России слышны призывы – давайте заходите в Таможенный союз и вам будет хорошо. Да, там есть множество преимуществ и точно гораздо больше, чем в зоне свободной торговли Евросоюза, где мы, скорее, потеряем, чем приобретем. Но, у нас перед глазами колоссальный негативный пример – то, что происходит с Беларусью. Мы же не можем этого не видеть? Мы видим, как старший брат хладнокровно наблюдает за кошмаром, в который погружается братская страна. Которая, между прочим, является членом Таможенного союза. И что-то не видно, чтобы Россия спешила ее выручать.

Я понимаю, что белорусский президент, правда, очень часто ведет себя неадекватно. Тем не менее, это уж точно нельзя привести как позитивный пример для Украины, чтобы она торопилась в единое таможенное пространство. Дескать, давайте будем вместе строить нашу экономическую жизнь, и нам будет хорошо. Вроде Белоруссия уже там, а им – плохо.

Можно было бы приводить примеры и в сфере газовых отношений. Тут, пожалуй, вины больше на украинской стороне. Но в целом Россия должна отдавать себе отчет, насколько сейчас сложно украинским властям, когда им приходится делать чрезвычайно сложный выбор. Такой обреченности на выбор и в то же время такой неясности у Украины никогда не было. Возможность успешно маневрировать между Европой и Россией, как получалось у Кучмы, отсутствует. Янукович пытается возродить эту политику, но – не получается. И не получится. Нельзя совместить наше естественное желание получить качественные инвестиции из Европы, не просто продать все, что имеет хоть какую-то ценность, а удачно вложить инвестиции с, по сути, отказом от европейской интеграции. Ведь именно так сейчас стоит вопрос. Россия как бы никогда не возражала против нашей европейской интеграции, когда это дело было безнадежным. А теперь, когда забрезжило на горизонте, Россия говорит: нет, ребята, никакой европейской интеграции. Вы заходите в таможенное пространство, потом мы будем делать ЕЭП. А с Европой какие-то отношения будем потом вместе строить.

Мне кажется это не самый лучший способ склонять партнера к соглашению. Перспектива в отношениях – не в критическом выборе: туда или сюда. А в формате, позволяющем Украине все-таки стать частью политического пространства, частью которого когда-нибудь, безусловно, станет и Россия.

Виктор МИРОНЕНКО: «Газпрому и Ринату Ахметову итак неплохо» (Москва)

- В России зачастую формировалась такая мысль, что вот мы сейчас победим эту русофобскую власть, Тимошенко уберем, Ющенко уберем, придут к власти истинные друзья России и все получится хорошо. Не получилось. Я предлагаю задуматься, почему не получилось? – рассуждает директор Центра украинских исследований Института Европы РАН. - Если 20 лет отношения между двумя настолько важными друг для друга странами вращаются вокруг 8-10 вопросов, может быть только три ответа на вопрос «почему»: эти проблемы неразрешимы, их решают неправильно, либо их решать не хотят.

У меня такое ощущение, что здесь есть всего понемногу. Во-первых, они не разрешимы в том контексте, в котором мы пытаемся их ставить, не принимая во внимание совершенно разную эволюцию двух постсоветских стран, не принимая в расчет совершенно разные объективные условия экономической и политической модернизации наших стран. Мы пытаемся найти точки совпадения, что без учета этих факторов невозможно.

Во-вторых, эти вопросы решаются неправильно. Еще в 1994 году один харьковский депутат на одном из мероприятий, посвященных развитию отношений между нашими странами, сказал: давайте вначале вперед пропустим семьи, предприятия, предпринимательские структуры и регионы. Пусть они протопчут новые тропинки между нами, а уж потом мы по этим тропинкам проложим социально-экономические условия на пути широкой интеграции. Не стоит наши проблемы складывать в две огромные пирамиды -«Москва» и «Киев».

Я часто задаюсь вопросом: а кто хочет этого сближения? Кому это сближение не нужно? И думаю, что в этом сближении больше заинтересовано мелкое и среднее предпринимательство. А вот Газпрому или Ринату Ахметову, по-моему, им и в этой ситуации неплохо.

Еще один момент. Вряд ли в России за 20 лет хоть один эксперт или институт может похвастаться тем, что принял участие в формировании политики России по отношению к Украине. Информация о том, что происходит в отношениях между Украиной и Россией, закрытая. Судите сами: возьмем последние события. В ноябре было заседание 4 межгосударственной комиссии, где принята прекрасная резолюция: решить, наконец, в чем же заключается наше стратегическое партнерство. Ведь договор о партнерстве 97-го года - рамочный, он очень общий. Получается, у нас на уровне общих деклараций - все хорошо, как только что-то касается конкретных проблем, тем более экономических, - плохо. В феврале Янукович громко сообщает о том, что он дал поручение МИДу завершить подготовку проекта Декларации о стратегическом партнерстве и подготовить соглашение об экономическом сотрудничестве на 2011-2020 годы. Затем – тишина.

Приезжает в Киев Владимир Путин – тишина. Потом приезжает Миллер, о чем-то они говорят с Президентом. Янукович делает короткое заявление и… тишина. Мы все ждали 5-го заседания комиссии, имеем три красивые фотографии нашего премьер-министра с украинским Президентом и какую-то непонятную информацию…

Мне кажется, пока российско-украинские отношения будут оставаться прерогативой исключительно государственных органов и то не всех, а какого-то ограниченного круга людей, пока власть и в Киеве, и в Москве не станет ну хотя бы выслушивать мнения экспертов, будет все, так как сейчас.

У меня создается впечатление, что многие не заинтересованы в том, чтобы наши проблемы не разрешались, а отношения не развивались. Ведь на этом делались политические биографии, политические карьеры, на патриотизме, что на российском, что на украинском. Крупный бизнес, по-моему, тоже не очень спешит развивать отношения и решать накопившиеся проблемы. Ни в долгосрочной, ни среднесрочной перспективе.

Можно сколько угодно рассуждать о справедливости цены на газ для Украины. Но эти цены – неподъемные для Украины, это удавка на ее шее. Кто в России считал, сколько Россия теряет на товарообороте с Украиной из-за этой цены на газ? То есть, мы имеем анализ наших отношений очень неглубокий, очень краткосрочный. И все это находится в закрытых государственных учреждениях и закрыто от общественности. Поэтому, до тех пор, кто бы не приходил ко власти как в России, так и в Украине, отношения наши не изменятся.

Хотя я не склонен российско-украинские отношения в последнее время оценивать исключительно в негативе. Среди положительных моментов я бы отметил продление пребывания Черноморского флота в Крыму, некоторое облегчение в цене на энергоносители для Украины – это также хорошо. Есть послабления для русского языка. По заявлениям Лаврова проблемы в делимитации и демаркации границы почти решены. А то, что зависло сотрудничество в судостроении, авиастроении, сотрудничество по сахару? Это, к сожалению, в пассиве.

Среди негативов – скандал с украинской библиотекой в Москве, хотя я думаю, что это была больше российская проблема, чем украинская. Если какой-то хам в погонах приходит к директору библиотеки и начинает дерзить или даже применять физическую силу, то это не столько проблема украинская, сколько проблема россиян. Кто знает, куда этот хам придет в следующий раз?

Хотелось бы знать, что политики собираются вложить в Декларацию о стратегическом партнерстве, которую обещали подготовить уже к осени. Пока нет понимания, что российское руководство сделает правильный выбор. Одна российская журналистка, критикуя неопределенность позиции президента России, пошутила: вы, батюшка, или плавки наденьте или крест снимите. То есть, если вы хотите быть геополитической силой, тогда нужно нести соответствующие расходы. А если же вы хотите строить благополучное общество внутри своей страны без этих амбиций, то нужна другая политика. Если честно, российской общественности и экспертам достучаться до своей власти пока не удается…

Владимир КОРНИЛОВ: «Януковича и Партию регионов нельзя называть пророссийской политической силой» (Киев)

- Хочу сразу заявить, что нигде вы не найдете цитат от сотрудников Института стран СНГ о том, что если победит Янукович, то в отношениях Украины и России станет все хорошо, - оправдывается директор Украинского филиала Института стран СНГ. - Никогда мысли такой даже не было донесено. Более того, всегда подчеркивалось, что Януковича и Партию регионов нельзя называть прорусской, пророссийской политической силой.

Однако я думаю, тяжело утверждать, что с момента победы Януковича отношения между Украиной и Россией ухудшились. Мало того, преимущественное большинство со мной согласится: они явно улучшились, когда мы говорим об отношениях годовой давности, в момент подписания харьковских соглашений. Сегодня, правда, можно наблюдать некую стагнацию отношений. Но, если сравнивать с тем, что было в отношениях полтора года назад, то мы видим, что прогресс на лицо.

Товарооборот между странами растет, вырос он и за последнее полугодие и не только за счет роста цен на энергоресурсы. Да, конечно же, хотелось бы, чтобы такие прорывные соглашения, как харьковские, исторические, заключались почаще. Но исторические потому и называются историческими, потому что они не происходят каждые две-три недели или раз в месяц.

Мне бы, как стороннику более тесной интеграции постсоветсткого пространства, хотелось, чтобы эти отношения развивались более динамично. Признаю, в этом полугодии упущено немало возможностей для сближения. Например, эта многострадальная Декларация о партнерстве, которую наши страны не могут заключить лет 5-6, а заключать их нужно каждые 2-3 года. Это же декларация, она по большому счету ни к чему никого не обязывает, в конце концов. Почему Янукович за те полтора года, которые он находится при власти, Москва, все участники СНГ не сели за круглый стол и не инвентаризировали проблемы, существующие между Украиной и СНГ. Что сейчас мешает Украине ратифицировать устав СНГ? Это довольно таки размытый документ. Я уж не говорю о более тесных формах кооперации.

Конечно же, можно критиковать и Москву, и Киев. Разуметься, проблема цены на газ для Украины сегодня первостепенная. Россия, как мы видим, готова рассматривать данную проблему. И предложения со стороны Москвы прозвучали: присоединяетесь к Таможенному союзу, мы убираем различные пошлины. Украина не готова к этому. Отвечает: извините, у нас есть курс на евроинтеграцию, есть сложные отношения с ВТО, которых у вас еще нету. Мы не будем рассматривать в данном контексте эту проблему, но цену на газ снизьте. Согласитесь, это не взаимовыгодные переговоры. Насколько я понимаю, слово за Украиной, ведь до встречи Януковича и Путина условия Украины не были четко сформулированы. Мяч сегодня находится на стороне Киева.

То, как тихонечко закончилась встреча в Крыму, свидетельствует, скорее всего, о том, что Киев все-таки сформулировал свою позицию относительно газа. Возможно, это связано с газотранспортной системой. Но громких заявлений не прозвучало. Видимо, вопрос пока находится на стадии рассмотрения в Москве. И, думаю, вряд ли он полностью удовлетворил российскую сторону.

Действительно, украино-российские отношения сегодня находятся на стадии затишья. Я очень надеюсь, что именно этой осенью произойдут какие-то подвижки навстречу друг другу. Конечно, России экономически не выгодно терять такого партнера, как Украина. Но и Украина должна понять, что геополитический выбор все равно придется делать. Но выбор между интеграционными направлениями это не только выбор экономический…

Вместо P . S . Так видят отношения братских стран политологи и эксперты Украины и России. Вряд ли народы наших стран подозревают, что все так запущено…

Источник: Виктория Владина
TUV0SVVYWjBSMDh3VEdObk1GbEZaekJMUkZGMmRFZENNRmxJVVhWT1F6RXdUR3QyVEhrNGRqQkxSRkYyZEVkQ01GbElVWFZPUjFBPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 2 из 2
<<<1 2
Страница 2 из 2
<<<1 2
   
 
 
 вверх