EN|RU|UK
 Авто, Экономика
  3543  18
Материалы по теме:

 БЕНЗИНОВЫЕ ВОЙНЫ: НЕФТЕТРЕЙДЕРЫ, КАБМИН И "ПРИВАТ" НАКРУЧИВАЮТ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО

БЕНЗИНОВЫЕ ВОЙНЫ: НЕФТЕТРЕЙДЕРЫ, КАБМИН И "ПРИВАТ" НАКРУЧИВАЮТ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО

Праздничные дни принесли Украине новые заоблачные цены на бензин. А-95 продавали уже по 10,30-10,50 грн. за литр импортного и 9,90-10,00 за литр украинского. И это притом, что по инициативе Кабмина с 20 апреля в стране временно снижен акциз на бензин и дизельное топливо.

А ведь еще в марте министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко излучал оптимизм, заявляя, что в Украине есть все предпосылки для снижения цен на топливо. "Мы имеем увеличение переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах и это дает нам основания, что у нас уменьшится цена. Как раз все наши беды и проблемы от того, что очень быстро импортируемый бензин начинает давить на наш отечественный рынок", - говорил министр.

Ситуацию с ценой на бензин в Украине нельзя назвать нормальной даже при всех возможных оговорках. Да, действительно волна революций, прокатившаяся по Ближнему Востоку и Северной Африке, серьезно встряхнула мировой рынок нефти. А из-за непрекращающейся гражданской войны в Ливии говорить о какой-либо стабильности в данной сфере и вовсе не приходится. Но, даже не смотря на общемировую тенденцию, Украина оказалась лидером по росту цен на бензин, о чем признались в Антимонопольном комитете. "Темпы прироста розничных цен на бензин в Украине наибольшие. За нами следует Франция, наименьший прирост цен наблюдается в Японии", - заявил в конце марта первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины Юрий Кравченко. Естественно, для достижения таких рекордных показателей одних только внешних факторов недостаточно. И Кабмину удалось найти внутреннего врага. Правда, бензиновая эпопея оказалось блюдом замешанным на политике и шкурных интересах отдельных и без того не бедных людей. К тому же у всей этой истории, куда не ткни, точат уши группы "Приват", которая, похоже, монополизировала Минэнергоугля и теперь использует это министерство исключительно в своих целях.

Итак, в двадцатых числах марта АМКУ наложил штраф в размере 1% от выручки на сети автозаправочных станций "Континент Нафто Трейд" (ТМ WOG), ООО "Альянс Холдинг" (ТМ Shell) и ПП "Окко Нафтопродукт" ("Галнафтогаз") за совершение антиконкурентих согласованных действий на рынке бензинов. Штраф для АЗС WOG составил около 93 млн грн, "ОККО" - около 32 млн грн и Shell - около 25 млн грн. Премьер-министр Николай Азаров пообещал жесткий разговор с нефтетрейдерами, подчеркнув, что нигде в мире нет таких наценок как в Украине.

Но здесь нельзя забывать, что вступление в силу любимого детища Азарова-Тигипко – Налогового кодекса – существенно повысило акциз на нефтепродукты: на бензин - с 132 до 182 евро/тонн, дизельное топливо - в среднем с 42 евро до 58 евро/тонн. О чем и напомнили сами нефтетрейдеры. "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" заявило, что решение АМКУ было принято под административным давлением со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, а поэтому является тенденциозным и несправедливым. При этом вся вина за дальнейший "неожиданный" рост цен и возможный дефицит нефтепродуктов будет лежать на Минэнергоугля.

"Это решение является весьма символичной чертой под трехмесячной работой операторов рынка по сдерживанию цен на нефтепродукты в Украине. В январе АЗС торговали без учета 40-процентного (50-копеечного на литре) повышения акцизного сбора; в феврале выполнили просьбу о стабилизации цен на А-95 ниже 9 грн/л, тогда как стоимость нефти в мире за этот период выросла более чем на 20%. Отложенный рост цен в январе-феврале начал происходить в марте, однако розница по-прежнему отстает по темпам от оптового сегмента на 40-50 коп./л.", - говорится в сообщении.

Достаточно любопытное заявление, из которого можно сделать выводы, что Кабмин вроде как "кинул" операторов рынка нефтепродуктов. Ситуация тем тяжелее, что возникает вопрос: кому можно верить в большей степени? Нефтетрейдерам или правительству? Откровенно говоря, Кабмину, в силу многочисленных "успехов" по всем экономическим направлениям, верить почему-то тяжелее. Опять же, пока правительство исполняло песню "Все хорошо прекрасное маркиза", те же трейдеры еще в середине марта предупреждали: "Объединение вынуждено констатировать объективный характер повышения цен и неизбежность дальнейшего подорожания нефтепродуктов до 10,00-10,20 грн/л на бензин А-95 и до 9,30-9,50 грн/л на ДТ". Как видим, прогноз оказался достаточно точным, хотя и несколько оптимистичным.

Логика в действиях правительства также не всегда просматривается. С одной стороны Николай Азаров обвиняет во всех смертных грехах нефтетрейдеров, с другой – Кабмин подписывает с ними меморандум. Только в марте ценовой коридор поднимался дважды: для А-95 до 9,50 и 9,75 грн. за литр; для дизельного топлива до 9,00 и 9,25 гривен за литр. Впрочем, трейдерам никакие ценовые коридоры не мешали и не мешают торговать топливом по завышенной цене. Опять же, не смотря на штрафы общей суммой 150 миллионов гривен, по словам государственного уполномоченного АМКУ Николая Бараша доходы импортеров бензина возросли примерно на 50%. И волки сыты, и овцы целы. Правда, у волков, похоже, проснулся неукротимый аппетит, а овцы того и гляди окончательно потеряют инстинкт самосохранения…

В первых числах апреля Кабмин идет на несколько неожиданный шаг – предлагает снизить акциза на бензин EUR50 на тонне и дизтопливо на EUR30 на тонне. При этом между Николаем Азаровым и Борисом Колесниковым происходит достаточно серьезная ссора, суть которой ЦЕНЗОР.НЕТ сделал достоянием общественности.

Этот законопроект продвигали два крупнейших трейдера на топливном рынке Украины – министр энергетики Юрий Бойко и глава группы "Приват" Игорь Коломойский. Премьер-министр Николай Азаров изначально выступал против снижения акцизов, поскольку бюджет 2011 года был рассчитан исходя из действующей ставки, и в случае незапланированного снижения акциза потери бюджета составят более 1 миллиарда гривен. Однако, в конечном итоге, премьер пошел на поводу у группы Левочкина-Фирташа-Бойко. По словам источника Цензор.Нет: "Колесников буквально кричал на Азарова. Он обвинил премьера в том, что законопроект – это работа на Коломойского, и что бюджет потеряет огромные деньги, а это обернется недофинансированием прежде всего социальных статей. Азаров пытался оправдываться, но без особого энтузиазма. Колесников увидел, что законопроект правительство все равно протянет. Поэтому он отказался присутствовать при постановке на голосование законопроекта, и не прощаясь, вылетел из зала заседания, очень громко хлопнув дверью". Верховная Рада оперативно приняла соответствующий законопроект, Президент не менее оперативно его подписал. Следует заметить, что снижение акцизов – акция временная, рассчитанная на три месяца (до 31 июля). Все это позволяет предположить, что определенные финансовые группы смогут воспользоваться отведенным временем для того чтобы запастись бензином и дизельным топливом в преддверии уборной кампании. Хотелось бы ошибиться, но есть подозрение, что нынешней осенью цены на топливо неприятно удивят даже самых отъявленных пессимистов.

Вместе с тем, затянувшаяся вакханалия на бензиновом рынке Украины спровоцировала вполне ожидаемые последствия. Стало известно, что в Херсоне из-за подорожания бензина половина автомобилей "скорой медицинской помощи" не выезжает на вызовы больных. В столице наметились две тенденции: вырос спрос на услуги такси, а также из-за ажиотажного спроса на сжиженный газ выстроились очереди на переоборудование автомобиля на пропан-бутан. Пока, скорее всего, еще можно говорить больше о частных случаях, но нормальными такие тенденции не назовешь...

В 2008 году, премьер-министр Юлия Тимошенко обещала начать производство чудо-водорослей, которые должны были обеспечить Украину бензином и дизельным топливом. Правда, безумная идея оказалась так и не реализованной. И тут можно говорить о "системном" подходе многочисленных правительств к решению вопросов связанных с энергетической безопасностью. Приходится констатировать, что нынешний Кабмин не способен контролировать ситуацию с ростом цен на бензин. Это и неудивительно, ведь правительство, как минимум в данном вопросе, больше заинтересовано в обслуживании частных интересов, чем в наведении порядка. Под шумок, пока по объективным причинам растут мировые цены на нефть, отечественные политики демонстрируют навыки свойственные работникам ножа и топора – читай, разбойникам с большой дороги. Под стать им господа нефтетрейдеры, которые откровенно плюют на ценовые коридоры, и проводят накрутки на топливо исходя из собственных соображений. По мнению генерального директора консалтингового агентства А-95 Сергея Куюна, "государство сегодня зарабатывает на бензине больше, чем кто-либо в Украине". Можно добавить, что останавливаться оно, государство, похоже, и не собирается. Виктор Янукович в последнее время часто прямо или в несколько завуалированной форме намекает, что Украина движется в Европу. Только есть впечатление, что мы идем туда не с той стороны. Цены на бензин в Украине уже приближаются к европейские, но от самой Европы мы остаемся все также недосягаемо далеко.

Владимир Дымченко для ЦЕНЗОР.НЕТ

TUV0aVVYUmtRemt3V1hObk1Fd3pVWE5EUkZGelpFTXhNRXd6VVhRNVF6UXdUREIyVERsRFVUQk1abEZ6VGtkQk1FdzNVWE51ZWxGclpFTXJNRXh1VVhWMFF5dG1Ua05oTUV3M1VYVTVRekV3V1VoUmRtUkROREJNY2xGMmRFTjVUSGs0TVV4a1F6VkpUa00yTUV4RVVYWmtRM2N3VEhRNE1Fd3pVWFJrUjBVd1dVeFNha2g2VVcxMFEzY3dURWhSZGs1RE5EQk1NVGd3U2k5U1owNUROREJNVEZGelRrZEQ=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх