EN|RU|UK
  272  1

 А.МОРОЗ: "КУЧМИЗМ, КУМИЗМ И ПРОЧИЕ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА НЕ ИЗЛЕЧЕНЫ"

Лидер украинских социалистов Александр Мороз входит в число тех, кто не разменял свои политические принципы на должности и личные доходы. Долгие годы Мороз открыто боролся с антидемократической системой власти Леонида Кучмы, и сам Кучма не раз называл Мор

Эпоха Кучмы рухнула, как карточный домик, а Председатель Социалистической партии вошел в число фактических руководителей государства и выступает сторонником самых решительных политических и экономических реформ. Мороз требует реализовать лозунги Майдана, в том числе и лозунг "Бандитам - тюрьмы!", хотя сейчас это совсем не модно: многие люди во власти говорят о компромиссах любой ценой. Видимо, в обществе даже после победы "оранжевой революции" сохраняется потребность в "немодных" политиках, которые в определенных вопросах на компромиссы не идут. В нашем интервью Александр Александрович на удивление подробно говорит о стратегии украинских социалистов, а также откровенно критикует те вопросы деятельности новой власти, которые вызывают в обществе серьезные сомнения.


- Александр Александрович, недавно вы подвергли резкой критике принятый Верховной Радой закон о взятии на поруки арестованных. Этот скандальный закон предусматривает прямое вмешательство парламента в работу суда и правоохранительных органов в том случае, если 150 депутатов примут решение о взятии на поруки какого-либо арестованного. Не секрет, что этот закон инициирован оппозицией ради освобождения Бориса Колесникова и Ивана Ризака и прошел через парламент, к удивлению многих, только благодаря поддержке фракции Блока Юлии Тимошенко. Почему закон о взятии на поруки стал предметом скандала в ВР?

- Закон о взятии на поруки - это очень яркий сигнал того, что кучмизм, кумизм и прочие опасные для демократического общества болезни не излечены. Под давлением, к моему глубокому сожалению, нашего правительства парламент показал, что закон - по-прежнему, дышло и повернуть его можно в любую сторону, даже вопреки здравому смыслу. Совершенно очевидно, что закон о взятии на поруки противоречит основам Конституции, принципу разделения властей, десяткам законодательных актов. Захотят 150 депутатов, и любого своего приятеля из-под стражи освободят. И это в то время, когда общественное мнение раз за разом возвращается к отмене и депутатских привилегий, и, в определенных условиях, неприкосновенности. Увы, правительству понадобилось любой ценой получить дополнительные голоса в поддержку бюджетной резолюции, и здесь высокие чины решили, что такая цель оправдывает любые средства. И в угоду двум фракциям Кабмин добился принятия позорного для украинского парламента закона. (Я не касаюсь причин голосования за этот проект коммунистов. Это отдельный разговор.) Но меня удивляет, что Юлия Владимировна, которая сама сидела под следствием в СИЗО и которая была выпущена по приговору суда, попросила свою парламентскую фракцию проголосовать, по сути, против лозунга Майдана "Бандитам - тюрьмы!".

Что необходимо Украине - правопорядок и справедливость, равенство граждан перед законом либо срочное принятие бюджетной резолюции? Ответ очевиден. Мне кажется, что если бы Кабмин действительно уделил серьезное внимание взаимодействию с депутатами, то необходимости идти на сомнительные компромиссы никогда бы не возникло. Это мнение, кстати, разделяют и депутаты БЮТ.

Что меня в этой истории особо возмущает - исполнительная власть четко показала, что она готова применять те же неприемлемые методы работы, которые были распространены при Кучме. Во имя своих интересов правительство фактически вмешалось в работу парламента и организовало циничный торг. Я думаю, что штурмовщина, желание любой ценой к нужной дате принять некий закон - это дикая традиция, неприемлемая для демократической страны. Именно поэтому вся фракция социалистов, как и фракции "Нашей Украины" и Украинской народной партии, не голосовала за этот закон. Именно поэтому я обратился к Президенту Виктору Ющенко с предложением наложить на него вето и смыть позорное пятно с репутации украинского парламента. (К слову, позиция Президента совпала с позицией фракции СПУ. Это обнадеживает.)

- Есть ли какая-то закономерность в том, что сразу после скандала с законом о взятии на поруки у вас снова возник конфликт с Тимошенко, на этот раз публичный - связанный с нежеланием депутатов-социалистов и ваших министров поддержать планы правительства о вступлении в ВТО? Вы поддержали министра аграрной политики Александра Барановского и даже назвали премьера Тимошенко и министра экономики Сергея Терехина "политическими шантажистами". Более того, вы заявили, что социалисты категорически против планов правительства о немедленном вступлении в ВТО.

- Закономерность заключается в том, что правительство вновь решило протолкнуть в парламент целый пакет законопроектов, принятие которых в таком содержании якобы необходимо для вступления во Всемирную торговую организацию. И снова политическая целесообразность стала выше здравого смысла и жизненной логики. Кабмин всесторонне не изучил вопрос: а что собственно ждет украинское народное хозяйство, если методом шоковой терапии взять и сразу целый комплекс законов переделать под стандарты ВТО? Министр сельского хозяйства высказал вполне обоснованную позицию - его отрасль получит тяжелый удар. Могу только утверждать: если мгновенно перевернуть наше законодательство под стандарты ВТО, убытки понесут не только селяне, но и машиностроители, металлурги, легкая промышленность и многие другие отрасли. Социалисты полагают, и это мнение высказали Барановский и фракция в своем заявлении, что ВТО - это безусловно необходимая вещь, это важная и прогрессивная организация, и Украине безусловно следует в нее войти. Но! Мы не должны мгновенно поломать ту систему экономических связей, которая сейчас работает в стране. Мы должны проводить реформы таким образом, чтобы исключить всякий ущерб либо сократить неприятные последствия для отечественных производителей. Целью правительства должны быть забота об интересах граждан и экономический прогресс, а не вступление в ту или иную организацию любой ценой. Надо отличать, где стратегия, а где тактика.

Мне пришлось прибегнуть к очень резкой характеристике - "политический шантаж", поскольку я считаю недопустимым, когда нормальную дискуссию в правительстве подменяют ультиматумами. Важно напомнить, что мы строим демократическое государство, и правительство - это не формальный орган, где все решения должны приниматься только единогласно и без всякого обсуждения. Барановский отнюдь не выступал против ВТО, он выступал за более взвешенный и продуманный подход к решению проблемы. Министр несет ответственность за вверенную ему отрасль. За отстаивание своей позиции ему начали угрожать отставкой, причем, я так понял, по инициативе премьер-министра. Надеюсь, что такие методы давления на инакомыслящих в украинском правительстве не приживутся. И чтобы продемонстрировать, что шантажом в нашей стране ничего не добиться, я высказал позицию фракции социалистов - мы не будем голосовать за пакет законопроектов по ВТО. В условиях шантажа - тем более.

- Но ведь и у правительства есть своя логика. Терехин дал понять, что Барановский может критиковать решения правительства, но для этого он должен из него выйти. Терехин, кстати, считает, что у Барановского проблемы в сфере сексопатологии, а не сельского хозяйства. Быть может, в ВТО действительно стоит вступать как в холодную воду - разом окунуться, и потом потеплеет?

Интересное сравнение. Здесь более уместен пример со стаканом водки. Вначале горько, потом теплее, потом... Вступление "залпом" в ВТО вызовет тяжелое похмелье. И экономика - это точная наука, а не поле для экспериментов. Я оставлю без комментариев слова Терехина и его медицинские диагнозы.

Афоризмы Сергея Анатольевича, увы, красноречиво показывают уровень аргументации Министерства экономики. Еще раз подчеркиваю - не может быть целью правительства вступление в некую, пусть даже очень хорошую, организацию. Если следовать логике правительства, то надо немедленно привести наше законодательство к стандартам, например, Франции или Нидерландов! Переписать хорошие правила украинским языком! Но ведь так никто не поступит, поскольку очевидно, что в украинской экономике есть свои особенности, в украинском обществе существуют свои традиции, есть целая паутина уже существующих организационных, экономических, технологических, социальных и политических связей. Точно так же, как нельзя стать европейцами, просто переписав европейские законы, так и нельзя построить конкурентоспособную экономику, просто переписав правила ВТО либо какие-то еще. Тем более когда речь идет не столько о правилах ВТО, сколько об интересах отдельных стран - членов этой организации. Правительство должно быть озабочено не столько своим имиджем в западных СМИ, сколько защитой отечественного производителя, ростом объемов промышленного производства. Вот тогда появится доверие у предпринимателей, интерес у населения.

- Можно ли сказать, что вы теперь с Тимошенко непримиримые политические противники, а в правительстве произошел раскол?

- Нет. Имеет место столкновение мнений. По-моему, настоящая демократизация и свобода слова появились у нас совсем недавно. И далеко не все политики смогли найти себя в новых условиях, не все научились договариваться. Я понимаю Юлию Владимировну - у нее ответственная должность, огромные полномочия, и она не хочет тратить свое время на то, чтобы убеждать других людей в необходимости отстаивать истины, которые для нее самой кажутся несомненными. Большой начальник всегда испытывает соблазн стукнуть кулаком по столу и потребовать беспрекословного послушания. Но этот стиль, быть может, действует на уровне прораба на стройке. Премьер-министр и министр экономики, я полагаю, не имеют права стучать по столу и выбивать нужные им решения. Они должны понимать цену своих не продуманных до конца заявлений. За каждым словом этих руководителей следят инвесторы, производители, рынок. Бизнес не терпит резких движений, крутых виражей - здесь важна ответственная, взвешенная и четко прогнозируемая политика. Пока мы такой последовательности не наблюдаем. Ситуация с ВТО - подтверждение моих слов.

- Вы считаете, что правительство Тимошенко неэффективно реформирует экономику? А как же высокие оценки Президента в адрес премьера?

- Юлия Владимировна заслуживает комплиментов. И высоких оценок Президента, видимо, тоже. Но ведь совсем недавно Президент привел и очень тревожные данные: темпы прироста промышленного производства в Украине снизились. Это факт. Проблема диалога между властью и обществом, властью и партиями, властью и бизнесом - очень острая. Власть стала более публичной и яркой, но она еще не стала по-настоящему прозрачной и понятной для своих граждан. Взаимодействие между властью и партиями в Украине - непаханая целина. Наблюдаются крайности: политическая сила, получившая возможность формировать исполнительную власть, начинает действовать так, будто она одна является истиной в последней инстанции. Другие, даже если существуют, должны игнорироваться, еще лучше - уничтожаться. Исполнительная же власть, получив полномочия вследствие расклада политических сил, тут же забывает, откуда она родом. Отдельные представители власти начинают осознавать свою незаменимость, неподконтрольность, словно они получили полномочия на всю оставшуюся жизнь. Но так не бывает. Поэтому дискуссия между властью и политикумом важна и необходима. Мы же в ходе дискуссии критикуем власть. Критикуем, потому что она наша, потому что желаем ей успеха, потому что отвечаем за нее.

Взаимодействие же бизнеса и политики у нас недостаточно отлажено, рынок не испытывает пока большого доверия к новой власти, и это проблема для всех нас. Именно поэтому я категорически против "чапаевских" методов в определении экономической стратегии. Правительство должно обеспечить экономическую свободу, а вместо этого мы нередко встречаем примеры жесткого административного регулирования. Бензиновый и газовый кризис остаются постоянной угрозой.

Относительно энергетического кризиса я бы отметил очень важную деталь - наша исполнительная власть пока еще слабо, неумело развивает контакты с Россией, с теми отраслями российской экономики, которые представляют для нас стратегический интерес. Для меня это стало очевидно в результате встреч с главой "Газпрома" и с министром сельского хозяйства России. Меня интересовал целый ряд стратегических вопросов. И в частности - можно ли наладить стабильное снабжение топливом украинских селян. Оказалось - можно. Можно договориться о таких механизмах взаимодействия, которые позволят не допустить повторения бензинового кризиса. Мы должны раз и навсегда на государственном уровне пресечь спекулятивные скачки цен в ходе уборочной и посевной кампаний. Ценообразование должно быть исключительно рыночным, но предсказуемым. Тогда можно планировать стабильное развитие села, организовать программу эффективного кредитования. К сожалению, существует очень серьезная угроза того, что вновь осенью мы столкнемся с ценовым скачком, и вновь селяне понесут незапланированные убытки. Это крайне подрывает доверие инвесторов к аграрному рынку. Это убивает отрасль.

У Украины и России могут быть различные политические цели, даже различные векторы политического развития. Но хозяйственные связи наших стран настолько естественны, что экономические отношения должны быть стабильными и абсолютно предсказуемыми. К сожалению, взаимодействие с российскими властями далеко от серьезных рабочих отношений. Как бы мы ни относились к ним, как бы они ни относились к нам, необходимо добиться взаимного доверия. Не ограничиваясь контактами с официальными властями, социалисты поддерживают отношения с различными политическими силами. Одним из фрагментов таких отношений является договор о взаимном информировании между социалистами и партией "Родина". Наши позиции в чем-то сходны, а во многом содержат противоречия. Однако важно стремиться к пониманию, важно наладить диалог, которого так не хватает в украино-российских отношениях.

Еще раз подчеркиваю - конкурентоспособная экономика подразумевает диалог и взаимопонимание, уважение к интересам всех участников рынка. Кто может сказать, что эти принципы сейчас работают в Украине? Вот это проблема.

В любом случае, мы должны при определении пути развития опираться на интересы наших граждан. Защищать надо не политические лозунги, а отечественных производителей и отечественный бизнес. И на этой почве защищать социальные нужды населения, в том числе право на бесплатную медицину и образование. К сожалению, первые усилия министра агрополитики А. Барановского в этом направлении не поддержаны в правительстве. Во всяком случае, пока. Речь идет, как вы понимаете, о равных правах. В бизнесе в том числе. У всех предпринимателей, к примеру, должны быть равные права в конкурентной борьбе. Социалисты резко протестовали против еще одного скандально известного законодательного решения - об импорте какао-пасты. При поддержке фракции "Наша Украина" парламент принял закон о нулевой ставке на импорт какао, хотя было очевидно, и социалисты об этом говорили, что такой закон предоставляет совершенно необоснованные льготы узкой группе бизнесменов, которые имеют связи в парламенте. Вышло, что ряд предприятий кондитерской промышленности получили возможность быстро ввезти на территорию Украины крупную партию какао, а конкуренты такой возможности не имели. Всем понятно, что прибыль тех людей, которые ввезли какао по нулевой ставке налога, сейчас в несколько раз выше, чем на других предприятиях отрасли. Вот такие примеры "двойных стандартов" говорят отечественным и зарубежным инвесторам об украинской экономике гораздо больше, чем протоколы ВТО и ЕС. Эта и ей подобные истории играют на руку оппонентам новой власти, которые хотят доказать только одно - новая власть ведет себя так же, как и старая.

- А вам не кажется, что социалисты могут оказаться в политической изоляции? Вы делаете замечания нынешним "небожителям" - Тимошенко, Терехину. Недавно у социалистов возникла перепалка с Бессмертным. Вы против административно-территориальной реформы, которую отстаивает Роман Петрович. Вы не боитесь, что вас сбросят на обочину политических процессов?

- Нас не раз пытались, как вы говорите, "сбросить". Надорвались желающие. Мы - политическая сила, с которой придется считаться всегда. А после Майдана говорить: "я боюсь" такого-то, "потому что у него большая должность", - значит не понимать, в какое время мы живем. Майдан состоялся именно ради того, чтобы каждый украинец понял - в этой стране уже никто не должен бояться власти. Да и я лично власти никогда не боялся. И жизнь дала возможность мне это доказать. Во время "кассетного скандала", связанного с убийством Георгия Гонгадзе, меня уже десятки раз пытались запугать. Ничего нового уже не придумать. Тот же Роман Бессмертный, влиятельный, безусловно, политик, в 2000 году - представитель Леонида Кучмы в Верховной Раде, выступал по всем запуганным властями телеканалам с заявлениями, где называл меня, смешно вспомнить, "политическим трупом". Он до сих пор не извинился за свое, как бы деликатнее сказать, некорректное поведение, хотя сменил политическую ориентацию. Бог с ним. Но я подчеркивал и подчеркиваю еще раз - социалисты не будут поступаться принципами, которые мы отстаивали много лет. Зачем нам возвращаться к практике прошлого, когда страх был главным политическим инструментом? Этого не будет. Р. Бессмертный недоволен, видимо, тем, что социалисты выступают против его идеи - административно-территориальной реформы. Я считаю, что для Украины основная проблема - чрезмерная бюрократизация и зарегулированность системы государственного управления - вот здесь и кроется естественный источник коррупции. Сохраняется чрезмерная персонализация власти. Дебюрократизация и дерегуляция - это то, что реально отличает демократию от командно-административной системы. Власть не сокращает количество чиновников, хотя именно это стало бы реальной административной реформой. Вместо этого под маркой админреформы организована кампания по перекройке административно-территориальных границ, ничем не обоснованная и не имеющая внятной аргументации. Борьба с бюрократией и привилегиями чиновного класса - главная задача власти, но она не выполняется.

- Скажите, насколько вероятна на парламентских выборах коалиция "Народного союза "Наша Украина" и Социалистической партии? Лидер фракции "Наша Украина" в Верховной Раде Николай Мартыненко заявил, что надеется на создание такого блока.

- Приятно, что лидер самой крупной парламентской фракции думает о союзе с социалистами. Это убедительно подтверждает реальный уровень поддержки и доверия к нашей партии среди населения. Но социалисты не рассматривают возможный союз с "Нашей Украиной". У нас есть четкие цели и задачи, которые наша партия уже не первый год отстаивает в парламенте. Никаких обязательств организовывать какой-то блок мы никому не давали, да и зачем? "Народный союз "Наша Украина" - это объединение, которое до сих пор еще не сформировано окончательно, и честно говоря, с кем там блокироваться, пока не ясно. Ради чего надо создавать блок любой ценой? Это же выборы, а не коллективизация. Мы не чувствуем никакой слабости, уверены, что в условиях проведения честных, демократических выборов и свободы слова количество украинцев, которые поддерживают социалистов, возрастет в несколько раз. Всем известно, что ранее власть путем массовых фальсификаций просто воровала голоса избирателей у социалистов. Теперь мы достаточно сильны, чтобы законными методами обеспечить честные выборы.

Я считаю, что честные выборы - главная задача новой власти. Не надо запутывать избирателя. Украинцы - граждане не наивные, они активно интересуются политикой и сами сделают выбор, надо только обеспечить людям возможность свободно выбирать.

Другое дело - договариваться о сотрудничестве после выборов. Это нужно. Понятно, что многое тогда будет зависеть от полученных результатов.

- Вы много говорите о необходимости диалога между властью и обществом, а что делают социалисты, чтобы такой диалог стал реальностью? Что делают партия и власть для того, чтобы наладить более тесные контакты с обществом, повысить эффективность своей работы? Понятно, что диалог нужен. Но вот каким должен быть механизм?

- Мы не отделяем себя от власти, но стремимся сделать свою работу действительно ориентированной на интересы каждого конкретного гражданина. Механизм-то на самом деле существует. Мы должны сделать власть близкой и прозрачной. Как это сделать? А так же, как это принято в развитых демократических странах. Мы поддерживаем сейчас создание и развитие общественных организаций, мы будем отстаивать с помощью целого ряда законопроектов качественное улучшение отчетности органов власти перед общественностью. Каждый министр, каждый губернатор должны быть доступны для простых граждан, каждый орган власти должен быть максимально доступен для приема граждан. Руководители всех уровней должны понимать, что у них есть один из главных критериев работы - количество обращений и жалоб граждан и их содержание. Если работа с людьми ведется эффективно, то поток жалоб будет сокращаться по мере реального решения проблем. Если нет - значит, руководитель не справляется с обязанностями.

Представители социалистов во власти четко выполняют партийные рекомендации - они должны быть руководителями нового типа. Они должны подробно и регулярно информировать общество о результатах своей работы. Ответственность партийных руководителей за реализацию конкретных программ - вот принцип новой стратегии действий социалистов как одной из партий, которая определяет сейчас развитие страны. Экзамен для современной политической партии - не только выборы. Выборы - промежуточный этап. Экзамен для партии - конкретные дела, и этот экзамен надо сдавать каждый день.

Надеюсь, с этими суждениями согласятся все. Но еще большего внимания заслуживает наша идея политической реформы. Мне не раз приходилось высказываться на эту тему, поэтому коснусь одного из перспективных и, возможно, важнейшего из аспектов реформы. Суть его в том, что мы должны воспитать у каждого гражданина чувство личной ответственности за формирование власти и качество ее работы. Не избрать кого-либо за двадцать гривень или по указке начальника и сразу показывать пальцем "вверх" - смотрите, мол, какая власть глупая. Нет, здесь действует закон соответствия: кто избирал - такого и избрал. Избирать нужно тех, кто будет работать на твой интерес, на интерес общества и государства. И под твоим, избиратель, контролем.

Этому, совершенно новому состоянию общественных отношений и соответствует политическая реформа, важнейшими компонентами которой являются проголосованные парламентом законы о внесении изменений в Конституцию и законы о выборах на пропорциональной основе. Жаль, что многие из нынешних политиков, конъюнктурно воспринимая реформу, идеализируя свою роль во власти как панацею от всех бед, как образец демократии, неспособны подняться над плетнем собственных амбиций. Именно поэтому заблокировано пока продвижение по пути реформирования местной власти (проект 3207). Мы ускоренно будем его принимать после 1 января (в этом или следующем составе парламента), ибо он открывает путь к гармонии власти по-европейски, к децентрализации власти, к дерегуляции экономики, к верховенству прав человека и гражданина.

Субъективное сопротивление этому процессу будет преодолено, пусть никто не сомневается. И зря людям навязывается мнение, будто это нужно Морозу и социалистам. Нет, это нужно государству и народу. И каждому человеку в отдельности, который должен, в конце концов, почувствовать себя источником власти, гарантом собственного благосостояния и достоинства.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх