EN|RU|UK
  279  1

 ИНТРИГА ВЫБОРОВ-2006, ЧАСТЬ 2. ЧТО С ЯНУКОВИЧЕМ, МЕДВЕДЧУКОМ, ЛИТВИНОМ И ДРУГИМИ?

Если проанализировать факторы и тенденции, можно наметить несколько основных точек политического противостояния и интриг, которые предопределят морфологию парламентской кампании-2006.

Социалистическая Партия Украины

Как самодостаточная партия с устойчивым электоратом и четко сформулированной идеологией СПУ уверенно идет на выборы самостоятельно. На сегодняшний день она находится в наиболее стабильном положении. В общем, Мороз может рассчитывать только на сохранение своих нынешних позиции, поскольку потенциала роста в основных "партийных" областях – западных и центральных – у него практически не осталось.

На данный момент социалисты пытаются занять позиции альтернативной партии – между властью и оппозицией. Отчасти такая линия продиктована настроениями сторонников СПУ: по данным соцопросов, значительная часть электората Мороза – изначально настроена критично по отношению к власти.

Теоретически, СПУ могла бы увеличить свой процент за счет южных и восточных регионов. Однако не являясь представителем ни правых, ни националистов, Мороз в то же время не является и выразителем интересов русскоговорящего и пророссийски настроенного юго-восточного электората. Поэтому заигрывание с восточным электоратом окажется не только неэффективным, но и лишит его поддержки значительного количества центрально-западных сторонников.

Таким образом целью СПУ на выборах 2006 года должно стать удержание своей ниши левоцентристской силы с 6-8% поддержкой населения Украины.

Народная Партия Украины

Пока что остается непонятным, насколько правильным было решение о замене названия партии с Аграрной на Народную в условиях регионализации электората. В новейшей истории Украины было два опыта создания универсальных идеологий, объединивших миллионы людей во всех регионах Украины.

Первый раз это была идея независимости, объединившая граждан вокруг Народного Руха Украины. Второй раз это сделал Ющенко, который сказал: "власть преступна, власть надо менять". Правда, необходимо признать, что в данном случае региональная составляющая уже проявилась выражено.

Однако в политическом смысле подобные универсальные идеи имеют одноразовое применение. Поэтому попытка Литвина преобразовать НПУ в партию с универсальной идеологией – скорее всего, слабый электоральный ход. Учитывая регионализацию электората, Литвин должен был бы сконцентрироваться на центральных и южных сельскохозяйственных районах и удерживать политическую нишу силы, представляющей интересы аграриев.

Хотя, в случае с Литвиным оба подхода имеют свои слабые стороны. Несмотря на то, что он достаточно часто находится в эпицентре новостей и легко держится перед телекамерами, на самом деле лидер НПУ еще ни разу не проявлял личную политическую харизму, которая заставила бы пойти за ним миллионы людей.

Результат предыдущих парламентских выборов ему обеспечили Янукович и Ефремов. Будучи сильным аппаратным политиком с хорошей политической интуицией, в политическом смысле он всегда был либо вторым, либо активным игроком в чужой кампании (например, удачная игра Литвина в ходе конфликта Януковича и Ющенко на президентских выборах).

В изменившихся условиях ему достаточно сложно перейти на новый стиль работы – с политических закулисных игр на общение с электоратом напрямую, без посредников. Поэтому парламентские выборы станут важным испытанием для Народной Партии.

Учитывая особенности традиционной тактики Литвина, скорее всего, он пойдет на блокирование с Ющенко, обеспечив таким образом проход в праламент-2006 группе лояльных ему депутатов. При этом, если НСНУ это объединение практически ничего не даст (в смысле принципиально значимого притока голосов), то для НПУ оно будет означать поглощение бренда Народной Партии и фактическую нейтрализацию Литвина как политического игрока.

При любом из сценариев надежды Литвина сохранить за собой место спикера – абсолютно безосновательны. Поэтому ему необходимо выстраивать стратегию в новых для себя условиях. Готов ли он к этому – покажет время.

Партия Регионов Украины

На сегодня Партия Регионов является второй по популярности политической силой в национальном разрезе и первой на Востоке и Юге. Однако результаты соцопросов указывают на постоянное падение ее рейтинга. Причины такой тенденции кроются в превращении Януковича после президентских выборов из политического субъекта в политический объект. Его собственная инициатива практически сведена к нулю.

В ходе президентской кампании Януковичу удалось донести до избирателей восточных и южных областей свою программу, убедить людей, что именно он является выразителем и защитником региональных интересов. Именно региональная тематика, а не антиющенковская, сплотила вокруг него юго-восточный электорат.

Кроме того, таким образом Януковичу удалось компенсировать в этих регионах объемы негативной информации, распространяемой тогда о нем командой Ющенко. Учитывая короткие сроки избирательной кампании, публичная активность Януковича в этом направлении должна была бы продолжаться и набирать силу.

Однако сегодня она практически прекращена. Президентские выборы подтвердили сугубо региональный характер электората Януковича. Совершенно очевидно, что на Западе он вообще не получит поддержки, в Центре возьмет очень ограниченный процент, и практически все свои голоса "соберет" на Юге и Востоке. После выборов в своих крайне редких и невыразительных публичных обращениях Янукович перешел с региональных проблем на общую оппозиционную риторику.

По большому же счету, лидер ПРУ вообще утратил инициативу: основными источниками публичной информации о нем выступают правоохранительные органы и политические противники. Единственным заметным событием стало рамочное соглашение ПРУ с пропрезидентской партией в России. Но говорить об электоральном эффекте этого хода еще рано.

Недавнее заявление о создании одноименного блока Януковича говорит о том, что стратегия партии пока направлена на организационную составляющую, а не идеологическую. Хотя, в технологическом смысле, переименование блока – верный электоральный ход, поскольку личная харизма Януковича может обеспечить блоку большую популярность, чем любое другое название.

Итак, существует достаточно высокая угроза того, что до парламентских выборов конкурирующие силы раздробят и "растащат" не только региональный электорат Януковича, но и программу его партии. В результате ПРУ превратится из перспективной силы, представляющей интересы всего Востока и Юга, в среднюю проходную партию с устойчивым электоратом и возможностью влиять на политическую повестку дня, но совершенно в других масштабах.

В целом, результат парламентских выборов для ПРУ может оказаться достаточно неплохими, однако значительно ниже первоначального потенциала партии.

И если для президентского блока Ющенко вопрос блокирования является спорным, то для блока Януковича – это единственная правильная стратегия. В идеале, ему необходимо добиться, чтобы все партии, рассчитывающие пройти за счет голосов Востока и Юга, вошли к нему в блок.

При этом, если ПРУ пойдет на выборы в блоке, то легко наберет 25% голосов, если же решит идти самостоятельно – получит результат приблизительно в 15%. Особенной победой было бы предложение идти в одном блоке с Литвиным. Литвина на это могут толкнуть две причины: отсутствие выраженной заинтересованности в нем лично сто стороны Ющенко и собственная нерешительность пойти на выборы самостоятельно.

Социал-демократическая партия Украины (объединенная)

Сегодня партия переживает кризис, и предстоящие выборы станут для нее сложнейшим тестом на состоятельность. В то время, как некоторые "мелкие" партии (например, Либеральная Партия Украины, Трудовая Партия Украины или Вече) заявляют о намерении идти на выборы самостоятельно, "беловоротничковая" СДПУ(о) демонстрирует неготовность к борьбе в новых условиях.

Впервые за всю свою историю СДПУ(о) готова выйти на выборы не просто в чужом одноименном блоке, но еще и на правах младшей силы.

Это говорит о том, что приоритетом для Медведчука является не сохранение партии, а получение проходных мест для ключевых фигур в едином списке блока. При нынешней поддержке СДПУ(о) населением на уровне около 1% блокирование с ПРУ означает политический закат этой партии и провал всей ее предыдущей стратегии.

В то же время, самостоятельное прохождение в ВР с минимальными 3% голосов означало бы возможность дальнейшей реорганизации, пересмотра идеологии и функционирования как самодостаточной силы. Как поднять за оставшееся время свой рейтинг хотя бы до 3% – вопрос для политтехнологов. В любом случае самостоятельная игра на выборах – хоть и рискованный, но единственный для СДПУ(о) способ сохраниться как перспективной партии.

Коммунистическая Партия Украины

На сегодняшний день результаты соцопросов указывают на низкий уровень поддержки партии – около 4,8%. Однако все предыдущие выборы демонстрируют тенденцию падения рейтинга коммунистов с каждыми парламентскими выборами приблизительно только на 4,5%.

Поэтому, даже если реализуется наиболее пессимистический прогноз – рейтинг коммунистов упадет по сравнению с 2002 не на 5%, а на целых 10% – они все равно набирают почти 10%, что указывает на несоответствие соцопросов действительности.

В общем, КПУ может оказаться достаточно перспективной. Если появятся новые лидеры, новые спонсоры и новые идеи. Но это – уже проект не для выборов-2006.

Прогрессивная Социалистическая Партия Украины

Учитывая наращиваемую публичность и рост рейтинга Витренко в восточных и южных областях, ПСПУ способна преодолеть 3% барьер. При этом принципиальным будет не столько набранный процент, сколько сам факт прохождения в парламент в качестве самостоятельной силы.

Поэтому, скорее всего, Витренко попытается избежать блокирования и займется поиском финансирования для самостоятельной кампании. Если же Витренко все-таки примет решение блокироваться с Януковичем, то это наверняка даст ей шанс пройти в парламент. Янукович же получит бесстрашного и преданного публичного бойца, которых у него фактически нет.

Подводя итог

Итак, если проанализировать все вышеупомянутые факторы и тенденции, можно наметить несколько основных точек политического противостояния и интриг, которые предопределят морфологию парламентской кампании-2006.

1. Реальное противостояние развернется не между Порошенко и Тимошенко, а между Тимошенко и Ющенко. Интрига заключается в том, насколько личный статус Тимошенко станет соизмеримым со статусом Ющенко по политическому влиянию, электоральной поддержке, административному ресурсу и финансовым возможностям.

2. Парламентская избирательная кампания будет развиваться по той же линии, что и президентские выборы-2004. То есть в основу избирательных стратегий ляжет фактор регионального разделения украинского электората.

При этом следует отметить, что региональная идентичность преобладает в ментальности жителей западных и восточных регионов Украины еще со времен пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. Поэтому, справедливости ради, нужно признать, что корни практики регионального разделения украинского электората – не в злом умысле каких-либо политических сил, а в самой истории страны и объективных особенностях менталитета украинцев.

3. Из всех наиболее успешных и перспективных украинских политиков самую стабильную игру ведет Тимошенко. Независимо от того, по какому из трех сценариев будут развиваться события, – Ющенко выступит лидером блока, а Тимошенко – вторым номером; Тимошенко станет лидером президентского блока; "Батькивщина" пойдет на выборы отдельно от президентского блока – степень влияния Тимошенко на политическую повестку хоть и будет разной, она все равно сохранит значительный вес.

4. Выборы-2006 могут стать очередным утраченным шансом для создания в Украине новой либеральной партии и полноценной оппозиции. До сих пор неясно, рискнет ли какая-либо политическая сила в ходе парламентской кампании перейти от популистских, социалистических лозунгов заигрывания с электоратом к внятной, конструктивной экономической программе.

Из-за идеологической близости с провластными силами нынешняя оппозиция не в состоянии выполнять свои функции. Поскольку все основные политические партии Украины представляют левое политическое крыло, то, выражаясь на языке политологии, роль полноценной оппозиции может взять на себя только группа с противоположной идеологией.

Это должна быть сила, опирающаяся на либеральные ценности и представляющая интересы большого капитала. Очевидно, что за оставшееся до выборов-2006 время такая партия уже не появится, то говорить о появлении реальной оппозиции можно не раньше 2010 года.

5. Одним из критериев эффективности новой власти станет, количество представителей бизнеса в новом составе Верховной Рады. До сих пор бизнес вынужден был идти в парламент не для участия в национальном строительстве Украины, а для защиты своих собственных интересов.

Суда по количеству бизнесменов, принимающих активное участие в подготовке к парламентской кампании, ситуация не изменилась. Бизнес по-прежнему видит залог своей безопасности и стабильности не в правовых гарантиях, а в депутатской неприкосновенности. Эта тенденция должна стать четким сигналом для Ющенко: после всех обещаний, данных Президентом бизнесу, государство продолжает представлять главную угрозу для капитала.

Ну, и на последок можно отметить еще один момент. Несмотря на то, что времени уже практически не осталось, реальные политические решения будут, как всегда, приниматься в последние отведенные для этого законодательством дни. И это – тоже часть украинской политической культуры.
Источник: Владимир Грановски, "Украинская правда"
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх