EN|RU|UK
 Здоровье
  1366  14

 "ЦВЕТЫ ЖИЗНИ" НА ДОРОГЕ ПЕРЕМЕН: СВОБОДА ОТ МОРАЛИ И ... СМЫСЛА ЖИЗНИ

"ЦВЕТЫ ЖИЗНИ" НА ДОРОГЕ ПЕРЕМЕН: СВОБОДА ОТ МОРАЛИ И ... СМЫСЛА ЖИЗНИ

Молодежь и подростки в нашей стране получили то, о чем не могли мечтать их свободолюбивые родители-шестидесятники – полную свободу от морали, нравственности и «руководящей и направляющей» идеологической роли государства. Бывает ли много свободы? В чем ее дар, а в чем проклятие? И возможно ли в таких условиях ожидать от наших детей социальной ответственности?

На эти и другие вопросы издания отвечает Татьяна Назаренко - практический психолог, психотерапевт, директор «Центра Психологического Образования и Повышения Квалификации» ( Украина), соучредитель « Institut Psychosoziale Forschung und Pers ö nlichkeits F ö rderung » (Института Психосоциальных Исследований и Развития Личности, Германия), инициатор Подростково-Молодежной Лиги "Формат SELF"

Какова цель создания Молодежной Лиги, которую Вы инициировали?

-Культурное, социальное и психологическое развитие молодёжи и юной молодежи, которую принято называть подростками. А также диагностика и выездные мероприятия. Лига работает в Киеве, Луцке, Одессе, Ивано-Франковске, Львове. В работе с подростками мы пользуемся и немецким опытом, хотя, конечно, применить его в полном объемы невозможно, потому что есть колоссальные различия.

В чем?

-Самое главное – это социальная защищенность в Германии, и социальная незащищенность, вызывающая фактически дезадаптацию подростков, у нас. И без соответствующих санкций со стороны нашего государства, без соответствующих молодежных государственных программ, преодолеть эту пропасть невозможно.

Ну, видимо пока у государства не «доходят руки» до молодежи. А как обстоит ситуация с целенаправленной работой с молодежью негосударственными структурами? Какие проекты, помимо вашего, занимаются комплексными проблемами подростков и юных граждан?

-Их довольно много, но, по сути, все они направлены на личностной рост и достаточно сфокусированы. Они занимаются молодежью в образовательном плане и это представляет трудность. Потому что эти проекты локальны – Школа танцев, Школа английского языка, Школа рисования и т.д. – ребята оказываются очень развитыми в этих областях, очень грамотными, очень «продвинутыми», но они не могут интегрировать этот опыт в свою жизнь. У таких детей колоссальная нагрузка – кружки, секции, репетиторы, плюс сейчас перегружены информацией школьные программы, а их физическое и психическое состояние здоровья оказывается неудовлетворительным. И в этом есть дисбаланс.

Исследуя проблему, Вы, скажем так, рисуете портрет современного подростка, каковы его характерные черты?

-Важным фактором, который формирует личностные характеристики и существенно влияет на физическое состояние молодых ребят, необходимо отметить социальную адаптивность. Для взрослого человека не столь важный фактор, но для подростка – способный существенно ухудшить его психическое и физическое здоровье. Пример из практики, девочка, 14 лет посещает несколько секций, отличница, как говорится, первая во всем. Обратилась с нарушением сна, физическим и психическим истощением. Девочка росла одна, пока родители зарабатывали деньги, ее воспитанием занимались няни. Девочка не научилась играть, не научилась отдыхать, не научилась общаться со сверстниками. Чрезмерные нагрузки, усталость и непонимание, зачем все это надо – это не единичный случай, а классическая картина современного подростка. Есть детки, развитием и обучением которых родители так не занимаются, они менее устают, но в целом…

Правильно ли я поняла, что описанная вами классическая картина касается детей из благополучных и обеспеченных семей?

-Скорее да. У таких родителей есть некая весьма далекая от реальности модель того, чем должен заниматься их успешный ребенок, при этом они просто забыли, что подростковый возраст из-за гормональных изменений сам по себе – уже стресс для организма и для психики. Ребенок в таком состоянии, оканчивая школу и выбирая себе жизненный путь, уже устал и фактически не хочет в чем-то расти и совершенствоваться. По нашей статистике молодежь, выбирая ВУЗ, - попадая под влияние родительских моделей и социальных брендов, - ищет легкую и непыльную работу, где можно при минимальных усилиях много заработать. Но, поскольку такие ожидания оказываются обманутыми, молодой человек оказывается крайне разочарован и подавлен, вплоть до депрессивных состояний. Притом ожидания быстрого достижения результата – это не просто следствие усталости, или перегруженности. Нет! Это установка, которая пропагандируется обществом. Во-первых, потому что «быстрые результаты» в карьере и обогащении достигались их родителями или известными им публичными людьми вначале 90-х, во-вторых, «американская мечта», как жанр кинематографа, телевидения и Интернета, также прижилась и у нас. Поэтому понимание того, что что-то в своей жизни можно достичь только длительными усилиями, волей, дисциплиной у наших детей просто нет. Все должно быть быстро!

А если быстро нет?

-В таком случае подросток вынужден проживать в виртуальной реальности, где в мечтах девочка – жена успешного бизнесмена, или сама – успешная бизнеследи, модель, актриса. Мальчики – имеют машины, квартиры, не пыльные деньги. Все остальное – просто не котируется, оно вытесняется из представлений о «нормальной» жизни. Разрыв «Я» реального и «Я» - в своих мечтах получается огромным и молодые люди просто не справляются с этим шоком. Тотальное разочарование- вот еще одна из черт портрета современной молодежи. «Да не буду делать, все равно не получится!», «Был бы стартовый капитал…», «А вот я еще на одни курсы схожу». И в итоге мы имеем даже не подростков, а старшую молодежь с хорошим образованием, с широким международным кругом общения через Интернет, но по факту социально у них ничего не получается. Руками работать у нас вообще не престижно, посредническая деятельность сопряжена с большой конкуренцией и предполагает наличие связей, и выросший ребенок, который и без того стоил родителям не малых денег… садится им на шею. Подростковый возраст – это вообще не физиологическое, а психологическое понятие.

А какое психологическое определение взрослого человека?

-Умение выделять свое Я из среды, планировать действия, достигать результата, выбирать свой путь независимо ни от кого, быть ответственным.

А какие положительные качества наших подростков отличают их от более старшего поколения?

-Они, скажем так, хорошо разбираются в своих потребностях и в своих чувствах по этому поводу. Если раньше мы работали с людьми более старшего поколения в направлении того, чтобы научить замечать свои эмоции, осознать свои потребности, научиться удовлетворять их, постоять за себя, то с молодежью в этом плане работать не надо. Их беспокоит невозможность сосредоточиться, постоянный депрессивный или очень тревожный фон, у них нет мотивации и смысла жизни. Вот что для них актуально. Когда ребята обращаются по вопросам профориентаци – они не понимают куда идти и зачем им это нужно. И это касается даже как бы двух возрастных групп: 14-17 и 17-21.

Получается, что эти дети и молодежь не имеют мотивации созидать, достигать и совершенствовать мир вокруг себя?

-Ну, Павки Корчагина среди них точно нет! И я бы не стала обесценивать некого сакрального смысла этого образа. Не из-за советской ностальгии, а как влияние положительного созидательного примера. Наши дети также хотят быть примером, но обязательно с «быстрым удовлетворением» своих потребностей. И чтобы удовлетворить эти потребности, морально-нравственные качества гибко модифицируются. Но мы не можем их винить в этом! Альтруизм, гуманизм, творческие и бескорыстные порывы – это проявления психологически зрелой личности.

Быстро получить, не обращать внимания на потребности других, неадекватное оценивание свей реальности, импульсивность – эти качества не дают расти, не дают взрослеть и формируют замкнутый цикл. Но, родители подчас сами этому способствуют, не давая возможности ребенку созреть и вырасти.

Получается, что обеспеченные родители дрессируют своих детей как цирковых собачек и потом они также «приспособлены» к жизни «во дворе». Но более половины родителей не имеют возможности вкладывать средства в дополнительное образование и обучение своих детей . Какие характеристики выделяются у этих детей?

-Эти дети также смотрят телевизор, общаются со сверстниками и «обитают» в Интернете. Их разрыв социального и реального еще сильнее. При этом трудности их не закаляют и вызывают скорее приспособляемость, а не зрелость.

А разве тяжелые жизненные ситуации не стимулируют взросления?

-Резкое взросление – процесс противоестественный и быстро перескочить через какой-то этап, для ребенка означает остаться в этом психологическом периоде инфантильным. Поэтому количество страдающих детей в обеспеченных и необеспеченных семьях приблизительно одинаково.

Расскажите, пожалуйста, о том, как проблемы взросления решаются в Германии и чем немецкий подросток отличается от украинского?

-Дело в том, что там идеология образования несколько иная. Есть несколько видов школ, которые различаются по уровню и глубине – общеобразовательные и гимназия. Развита структура по профориентации, ребята имеют возможность получать профессию и образование одновременно. В конце выпускных классов к ним приходит много специалистов по профориентации, которые проводят мастер-классы по рабочим специальностям. Молодые ребята в Германии очень лояльны к физическому труду, они даже рады, окончив школу, зарабатывать деньги, при этом они могут совмещать работу с обучением в школе. Работа после школы обеспечивает их куда больше, чем стипендии в университетах и это для них является мотивацией. Дети не так сильно зависят от родителей.

Существует система центров, где в присутствии социальных работников, педагогов, психологов собирается молодежь и проводится большое количество мероприятий. Активно занимается социальными и юридическими проблемами государственная структура «Комитет по делам молодежи».

Защищенность и уважение со стороны государства выражается не только в этом. Ребят не оставляют с их проблемами, а помогают их решать, направляют, поддерживают. А в сложных случаях с 14 лет ребенок может жить отдельно, - ему оплатят проживание, питание, социальные работники помогут научиться жить самостоятельно, выучиться и т.д.

Получается, что там подростки могут наказать родителей «за плохое поведение»?

-Да, если у нас родители могут давить, мотивируя тем, что ребенок полностью зависит от них, то в Германии – другая ситуация. Родители там ориентированы на детей. И такой ситуации, как у нас там нет априори. Там есть свои сложности, например, избыток свободы. Но это свобода другого рода.

Через десять-двадцать лет возрастная группа от 15 до 20 станет доминирующей во всех ключевых отраслях жизни нашего общества. За Германию я теперь спокойна, а что ждет нас?

-В следствии того, что ребята утомлены, разочарованы, фактически не справляются со своей жизнью, есть риск все большего ухода в саморазрушающее поведение. При этом, попытки суицида - это крайняя форма его проявления. Более распространенные – алкоголизация, наркотизация, склонность к экстремальным видам спорта, поведение с риском для жизни и здоровья. Можно с определенной долей вероятности предсказать, что аутоаграссия будет расти.

Можно ли отнести к аутоагрессии и анорексию, которой сейчас «увлекаются» наши девочки?

-Здесь скорее другой механизм. И хотя, по статистике, в больницы попадает не так много девочек, но анорексия сегодня – бич нашего времени. При этом, неевропейцы и жители сельской местности не болеют анорексией. А у наших молодых девочек есть сверхидея своей внешности и красоты, которая не базируется на личностных характеристиках. Кто я такая – не важно, важно, что я соответствую стандартам. В итоге мы имеем девочек с гормональными нарушениями, аменореей, притом после определенного этапа организм может уже и не восстановиться. Таким образом, эти девочки не могут выносить и родить здорового ребенка ни по гормональным, ни по физическим, ни по психологическим причинам. К последнему относится то обстоятельство, что боязнь поправится во время беременности буквально парализует у них всякое желание иметь детей. К тому же времени, когда они на это решаются, может быть поздно. Кстати, анорексия в Украине сильно помолодела. И это заставляющий задуматься показатель. Притом объективно измерить количество больных анорексией девочек в Украине невозможно - дети тщательно скрывают свою болезнь. А родители гордятся своими стройными дочерями, и замечают болезнь только тогда, когда в организме дочери развиваются патологические процессы, та же аменорея, а в дальнейшем – полное истощение, выпадение волос, зубов и т.д. На самом деле, анорексию легче предупредить, чем лечить (тем более, что на определенных стадиях она уже не лечится, летальность анорексии - около 30%). Если девочка начинает делить порцию, принимать слабительное, мочегонное, другие средства, занимается неадекватными физическими нагрузками, посещает форумы на тему «куда спрятать еду» и т.д. – нужно сразу обращаться к специалистам. На первой стадии поможет длительная психотерапия, и сотрудничество специалиста с родителями. Может «отрезвить» посещение отделения для смертельно больных анорексией, на второй необходима уже госпитализация и медикаментозное лечение. При этом ребенку нельзя просто запретить худеть - это не поможет. Ведь быть худой означает для девочки быть сексуальной, успешной, быть настоящей женщиной, удовлетворенной своими результатами.

Как следствие – кризис семейных отношений?

-Помимо штампов, навязанных рекламой, у детей этого поколения мы наблюдаем также расстройства привязанностей, возникшее в результате того, что их родителям было некогда,они занимались бизнесом, выживанием, поисками себя в новом мире и дети оказались покинутыми. Последствия этого – недоверие к миру, неспособность установить близкие отношения и, естественно, трудности в создании семьи, парных отношений, и т.д. В итоге, мы можем получить даже не демографический кризис, а мега-кризис, Отсутствие семей - как ячеек общества. И эта ситуация неизбежна.

И конечно же, в виду того, что наша молодежь не собирается работать, но хочет быстро заработать, взрослое поколение будет вынуждено обеспечивать младшее пока оно живо. Т.е. будет наблюдаться либо инфантилизация, либо криминализация общества. Впрочем, поколение, которое последует за этим, возможно, компенсирует недостатки нас и наших детей.

И что же делать?

-Развивать специальные программы для детей и юношества.

И где же взять денег на участие в них?

-Я хочу сказать, что даже на безоплатной основе ажиотажа мы не наблюдаем – недостаточно мотивации. Нужно сформировать общественное мнение, которое может возникнуть только при поддержке государства. Оказать социальную поддержку, инициировать просветительские программы – государство как никто заинтересовано в этом! Ведь в противном случае, никакой бюджет не выдержит государства иждивенцев. Пока не поздно, взрослые должны дать детям пошаговый алгоритм осознавания, что означает быть взрослым.

Мне кажется, что пока мы можем говорить только о внутрисемейных процессах, направленных на реальную помощь молодежи. Но этого «топлива», для того, чтобы вытащить все поколения не достаточно. Выходит, что «выживут сильнейшие». Видимо, бесполезно сидеть и ждать государственной программы о поисках смыла жизни для молодежи

- Родителям надо сейчас сильно напрячься и спасать детей. Не покупкой нового компьютера, не новыми курсами, а помощью во взрослении! Смыслы формируют зрелое поведение, но и зрелое поведение формирует смысл жизни. Это взаимный процесс.

Источник: Беседовала Наталья Ревская
VEhrNGRrdzVRek13VEZSUmRuUkhRVEJNTjFGemRFZE5NRXhXT0RCTVZGRjBaRWRETUV4blBRPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх