EN|RU|UK
  755  1

 "НОВЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ" ПРИБАЛТИКИ И УКРАИНЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОТ РОССИИ

Экономическая, энергетическая и экологическая безопасность, понимаемые как безопасность от России, активно обсуждаются в странах Прибалтики и на Украине. "Безопасность от России" - официальная позиция этих, в большинстве своем транзитных, госуда

Несколько примеров, которые приводятся ниже, показывают, что российской "самоуспокоенности" и слепой приверженности принципам "честной конкуренции" в области транзита - противостоит жесткий консенсус экономических и политических властей Прибалтики и Украины в области антироссийского энергетического и любого иного протекционизма.

В начале июня 2005 главы правительств прибалтийских стран и Польши договорились о разработке и строительстве на своих территориях альтернативного российскому газопровода под названием Amber . Проектируемый газопровод должен соединить Эстонию, Латвию, Литву и Польшу, и пойти дальше в Европу. Как рассказал торговый советник посольства Польши в Латвии Криштоф Бартош, "это альтернативный вариант предлагаемому Россией "Ямал-2". Правда, пока сам проект еще на стадии предварительных исследований и разработки концепции, поэтому трудно говорить о каких-то деталях". "Ямал-2" предусматривает прокладку газопровода из России по дну Балтийского моря, тогда как Amber - наземный вариант, что считается в проектирующих его странах более безопасным с точки зрения экологии и для стран-посредников более выгодным экономически. То обстоятельство, что для устройства газопровода из России в Европу - альтернативному собственно российскому проекту - необходимо как минимум согласие самой России, как источника газа, на такую альтернативу, в Прибалтике даже не рассматривается.

Среди прибалтийских стран Литва имеет самые весомые рычаги давления на Россию в виде доступа к транзиту в Калининград. Общую позицию страны по этому вопросу высказывает глава МИД республики Антанас Валенис: "Нельзя говорить о каких-либо преградах на пути транзита в Калининград. Транзит больше всего ограничивают инфраструктурные возможности, которые нужно развивать, особенно с российской стороны. Литва всегда была готовой и готова конструктивно решать возникающие вопросы в общем контексте транзита через территорию ЕС". В рамках "общего контекста" "Литовские железные дороги" заявляют о повышении тарифов на транзит, в итоге остановившись на новой дате индексации - 1 июля 2005. Судя по заявлению Президента Литовской Ассоциации туризма Кестутиса Амброзайтиса, внешнеполитическое ведомство страны также планирует добиться отмены положения, согласно которому туристическая путевка является основанием для получения въездной визы.

Отдельное внимание в Литве уделяют вопросам энергетической безопасности, под которой подразумевается диверсификация поставок электроэнергии. Еще год назад заявление Литвы о возможном строительстве нового атомного реактора было поддержано соседними Эстонией и Латвией. Как писала Äripäev (7.4.2004) со ссылкой на слова руководителя эстонского энергетического концерна Eesti Energia Гуннара Окка, трем странам Балтии необходимо в ближайшее время предпринять кардинальные решения в области энергетики, иначе уже к 2010 году их ожидает дефицит электричества. Это связано с закрытием первого реактора Игналинской АЭС и возможностью функционирования второго лишь до 2009. Единственной альтернативой этому Окк видит увеличение закупок для нужд местных производителей электричества газа из России, что, однако, не подходит Прибалтике с точки зрения энергетической безопасности. Поддержка строительства новой АЭС в Литве объединенными усилиями всех трех стран Прибалтики Международным агентством по атомной энергетике добавила жесткости и категоричности речам литовской экономической элиты. Заявления перемещаются с сугубо экономического в политическое поле. Так, в последнем отчете литовского правительства Сейму было доложено об энергетической угрозе Литовской республике со стороны России. В специальном разделе отчета Сейму, занимающем более 100 страниц, Литва характеризуется как страна, зависящая от российских энергетических ресурсов и влиятельных финансовых группировок, участвующих в приватизации государственного имущества. По признанию Альгирдаса Бразаускаса, речь идет о факторах риска национальной безопасности страны, и "правительство должно об этом знать и работать так, чтобы свести риск к минимуму".

Литва, опираясь на свое выгодное положение в отношениях с Россией, претендует на лидерство среди прибалтийских стран. Глава государства Валдас Адамкус организует рабочие завтраки с министрами иностранных дел Эстонии, Латвии и Литвы и заявляет о том, что "сегодня в Европе мы должны говорить одним голосом, объясняя важные для нас вопросы развития инфраструктуры, энергетической безопасности и финансовой поддержки от ЕС". Адамкус подчеркивает, что Литва уделяет особое внимание Украине, Грузии и Молдавии, а также сообщает главам внешнеполитических ведомств, что их деятельность "положительно оценивает и поддерживает трансатлантический партнер США".

На информационном поле Латвия позиционирует себя как "стратегическое место в новой Европе" , поскольку не только Россия и страны СНГ, но и Индия заявила о желании использовать порты республики для дистрибуции товаров в ЕС. Латвии свойственно абстрагирование от геоэкономических отношений с Россией. Рассуждая о доле России в латвийском экспорте, министр экономики республики Юрис Луянс заявляет, что "свято место не остается пустым". "Россия все же играла с нами, а на этой площадке, маленькая страна, как правило, проигрывает большой...". На смену России Латвия ожидает прихода ЕС и опирается на его поддержку. Речь идет о проекте по интеграции Прибалтики в Трансъевропейскую энергетическую сеть, в рамках которой предусматривается строительство нового газопровода из Дании через Польшу в Латвию, обеспечивающее последней альтернативные российским поставки газа. В свою очередь, еще один проект обеспечивает создание электрической сети, которая соединит Германию и Польшу со странами Прибалтики, Скандинавией и Россией. Последнее обеспечит Латвии электрическое соединение со странами Евросоюза, тогда как пока она подобное имеет только с Россией.

По сообщению латвийских СМИ, в стране продолжается обсуждение идеи объединения национальных энергетических монополистов Латвии и Эстонии, Latvenergo и Eesti Energija. Так, глава первого монополиста Карлис Микельсон в интервью "Коммерсант Baltic Daily" (15.2.2005) заявил, что для того, чтобы разговор об объединении энергосистем состоялся, должно быть желание "наверху". Комментируя заявление министра экономики страны Кришьяниса Кариньша о том, что объединение предприятий может решить проблему латвийской энергетической зависимости, Микельсон заявил, что ее можно решать и на договорной основе, что и делалось все последние годы: недостающая энергия импортируется из Эстонии, Литвы и России. Рассуждая о целесообразности строительства угольной электростанции на курземском побережье в случае объединения рынков Латвии и Эстонии, Микельсон отметил, что "новая электростанция - это стратегический вопрос, который не сводится только к рыночной ситуации. Станция строится для безопасности снабжения Латвии, и даже Балтии в целом". Основной проблемой прибалтийских стран энергетик называет дешевые энергоресурсы, однако он подчеркивает, что вопрос энергетической безопасности - комплексный вопрос для всей Прибалтики, "и начать тут все же стоит с нашего общего интереса - большей надежности".

Латвия выдвигает свои условия при реализации тех или иных бизнес-проектов. Именно в таком ключе происходили переговоры по продаже Ventspils nafta. Латвия не отказывалась от интенсивных неофициальных переговоров с российскими предпринимателями, однако активно демонстрировала, что их не стоит воспринимать всерьез. В частности, премьер-министр Латвии Индулис Эмсис после встречи с американскими сенаторами признался, что обсуждал с ними возможность участия в восстановлении транзита нефти предпринимателей США. И одновременно руководству терминала было дано задание разработать альтернативную стратегию развития, определив, с какими другими видами грузов сможет работать терминал, если поток нефти восстановить не удастся. Пока латвийское государство, как второй крупнейший собственник VN (38,6%) молчало, надеясь на расширение перевалки сырой нефти путем вмешательства США, Европейской комиссии или ВТО, его точку зрения высказал руководитель правления LNT и глава совета VN Мармет Вайвадс, признавший, что в Латвии "не готовы отдать русским весь терминал".

Эстония не сидит на транзите России как на игле - так можно охарактеризовать информационный фон, сопровождающий высказывания эстонских политиков. По мнению члена Академии наук Эстонии, экс-консультанта по экономическим вопросам в посольстве Эстонии в Москве Михаила Бронштейна, "это россияне утверждают, что Эстония сидит на транзите из России как "на игле", что он якобы составляет 40% эстонского бюджета. На самом деле, учитывая реэкспорт, российский транзит составляет от 8 до 10% максимум". Он также отмечает, что Эстония не боится конкуренции с российскими портами на Балтике. "При равных условиях мы сберегаем клиентам 3-5 долларов с каждой тонны груза. Но дело в том, что равных условий нет. Россия проводит политику сверхпротекционизма по отношению к своим портам. Российские железнодорожные тарифы на грузы, идущие в "чужие" порты, в несколько раз выше", - утверждает академик Бронштейн. Заявления аналогичной направленности наблюдаются и в комментариях по поводу российского проекта строительства нефтепродуктового терминала в пос. Вистино - на российской территории. Наиболее жестко суть политики Прибалтики в отношении России сформулировал лондонский аналитик Тим Эш, комментируя прогноз Swedbank о больших экономических возможностях Эстонии. По его словам, "балтийские государства с их успешными реформами и открытой экономикой стригут купоны с отношений с Северными странами и Россией". С ним солидарен русский бизнес в Эстонии, не считающий себя таковым и называющий определение "русский" "странным".

С экономической элитой страны солидарен президента Эстонии Арнольда Рюйтеля,советующегоРоссии вкладывать деньги в использование портов Эстонии, а не в строительство портов в районе Петербурга, поскольку последние зимой замерзают. Вместе с тем, несмотря на слова главы государства, исполнительный директор эстонской фирмы Pakterminal Райво Варе, утверждает, что "беспроблемное сотрудничество" с Россией невозможно. А мэр Таллина Тынис Пальтс подчеркивает, что на первый план сегодня выходит новая растущая сфера экономики - технологии и инновации. Т.е. все прежние сферы экономики, в том числе российский транзит, не меняются, но становятся менее важными для развития территории и города.

Опасения Эстонии озвучивает руководитель эстонского исследовательского центра Балтии и России Владимир Юшкин. По его мнению, из "авторитарной" России происходит массированный экспорт российского капитала на все постсоветское пространство. "И, в первую очередь, в энергетический сектор и в инфраструктуру". Он объясняет, что работающие в паре российские энергетические предприятия забирают в счет долгов за газ на постсоветском пространстве акции местных энергетических компаний, выстраивая таким образом свою всеобъемлющую энергетическую сеть. Политолог даже пугает возможной экспансией России в экономику соседних с ней государств. "Если российский капитал приходит, например, в Эстонию в такой упаковке, то мы должны тщательно принюхиваться, прислушиваться, простукивать эту упаковку, и если не хотим быть строительным материалом российской либеральной империи, то мы должны будем этот груз возвращать отправителю".

Среди агрессивных в отношении России высказываний следует выделить слова Председателя парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсона, предложившего ограничить российские инвестиции в инфраструктуру и энергетику Эстонии: "Россия угрожает Эстонии, наращивая свои инвестиции в нашу экономику, и, тем самым, расширяя своё политическое влияние на нас. На сегодняшний день Эстония понятия не имеет о том, какие именно интересы на самом деле преследуют те или иные российские инвесторы, и насколько они связаны с российскими властными структурами - всё это нам только предстоит выяснить".

Представитель Союза Отечества и депутат европейского парламента Тунне Келлам, характеризуя отношения между двумя странами, считает, что пора решать конкретные вопросы, например, строительства второго моста через реку Нарву. По мнению Келлама, новая переправа через пограничную реку открывает новые возможности для развития Северо-Востока, экономический потенциал которого будет прирастать Силламяэским морским портом, построенным с участием российского частного капитала и призванным перехватить грузопоток у строящегося в России порта в Усть-Луге. Дополняет слова Келлама Эдгар Сависаар. На годовом собрании Эстонско-финляндской торговой палаты Сависаар обратился к России - ваша экономика не будет влиять политически на Эстонию: "Внутренняя безопасность Эстонии достаточно хорошо защищена. Я не считаю, что российская экономика может оказывать на нас существенное политическое влияние. Экономика России не оккупирует Эстонию".

Украина также ищет пути решения проблемы энергозависимости. Разработана стратегия энергетической безопасности страны до 2030 года. Государственное акционерное общество "Черноморнефтегаз" и крупнейшая в США частная нефтегазодобывающая компания "Хант Ойл" подписывают соглашение об участии в разведке месторождений Черного моря (Обком. 16.2.2005). Как реакцию на слова Ющенко (Подробности.UA. 2.3.2005) стоит рассматривать намерение Украины предложить использование своих трубопроводов для транзита нефти и газа из ближневосточного региона (это заявление президент Украины сделал после одного из заседаний Совета национальной безопасности и обороны, где уже стало нормой обсуждение вопросов энергетической безопасности), считает член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Гудыма. Желая обеспечить свою энергетическую безопасность, Украина намерена построить 11 новых атомных энергоблоков. Такое решение было принято на совещании у премьер-министра Тимошенко, посвященном стратегии развития ТЭК до 2030 года.

"Каждое цивилизованное государство заботится о диверсификации источников нефтеснабжения. Причем так, чтобы любая компания занимала не более 30% общего объема поставок", - так член парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Юрий Оробец прокомментировал заявление премьер-министра о возможности перехода на импорт нефти из других стран помимо России (ЛIГАБiзнесIнформ. 12.5.2005).

По словам Гудымы, новая энергетическая стратегия Украины предусматривает строительство в течение десяти лет дополнительных газопроводов для поставок каспийского газа. "Это уменьшит зависимость от России как Украины, так и Евросоюза... Строительство каспийского газопровода реально при условии, если Иран присоединится к проекту совместно с Туркменией, Украиной, Арменией... Новый газопровод должен будет перекачивать не менее 20 млрд кубов газа ежегодно - половина пойдет в Евросоюз, половина -- на внутренние потребности. Маршрут газопровода, по-видимому, будет пролегать через Черное море, Крымский полуостров и юг Украины. Возможен вариант привлечения Турции. Украинский газ будет дешевле российского", - подчеркивает украинский чиновник (Время новостей. 13.5.2005).

На фоне переговоров с альтернативными партнерами на Украине возникают планы полной независимости от поставок российского газа. Например, возможность такого экс-глава НАК "Нефтегаз Украины" Юрий Бойко объяснил тем, что через Украину идет 85% российского транзитного газа. А Александр Гудыма предложил воссоздать в правительстве должность вице-премьера по вопросам энергетической политики и энергетической безопасности. По его мнению, сегодня для Украины эта должность становится "не менее актуальной, чем должности вице-премьер-министров по вопросам европейской интеграции или по вопросам административной реформы"(ЛIГАБiзнесIнформ 17.5.2005).

Готовится проект закона об обеспечении энергетической безопасности страны. По словам вице-премьера Анатолия Кинаха, "в настоящее время из 75 млрд. куб. м газа, потребных государству, мы добываем всего 19-20 млрд. куб. м, из необходимых 24-26 млн. тонн нефти - добываем 2-3 млн. тонн": "Необходимо думать о разработке соглашения, в перспективе минимум на 10 лет вперед, о транспортировке нефти и газа через Украину. "Никакие политические обоснования не дадут нам решения этой энергетической проблемы", - сказал он (ProUA. 23.5.2005).

По словам главы МИД Украины Бориса Тарасюка, "проблема обеспечения энергетической безопасности всегда беспокоила" Украину. "Наши потребности в газе мы удовлетворяем путем импорта из Российской Федерации и Туркменистана. Что касается нефти, то большую ее часть мы импортируем из России. Зависимость от импорта энергоносителей ощущается всегда, особенно в последние дни, когда Россия прекратила поставки нефти. А это в свою очередь вызвало дефицит нефтепродуктов в Украине. Подобная ситуация нас подводит к мысли о необходимости приложить максимум усилий для того, чтобы избавить Украину от энергетической зависимости от России. Любая страна старается исключить зависимость от одного из поставщиков более чем на 30%. Поэтому и нашим правительством предпринимаются определенные усилия в данном направлении. Частью этих усилий являются договоренности о заключении соглашения о стратегическом сотрудничестве с Азербайджаном в этой сфере относительно поставок нефти" (МиК. 23.5.2005).

На прошедшей в Киеве VIII Международной конференции "Энергетическая безопасность Европы XXI столетия" США предложили Украине техническую и консультативную помощь в энергетической сфере. Украина также заручилась поддержкой Казахстана. Страны намерены оптимизировать отношения в нефтегазовой сфере, заявил президент Украины в Астане. "Оптимизация отношений заключается в том, чтобы оптимизировать маршруты, цены, тарифные условия, на ряде объектов оптимизировать собственность", - отметил он. Тем временем, Кабинет министров представил в Верховной Раде Украины проект Бюджетной резолюции, разработанный правительством. Представляя этот документ, министр финансов Виктор Пинзеник акцентировал внимание на том, что речь идет об обеспечении условий вывода экономики на траекторию стабильного экономического роста, развитие и наращивание внутреннего рынка, укрепление экспортного потенциала, устранение опасной для незащищенных отраслей экономики Украины моноэкспортной зависимости (ЛIГАБiзнесIнформ. 1.6.2005).
Источник: UA REGNUM, Россия
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх