EN|RU|UK
  2573  23

 СТРАШНАЯ ПРАВДА О "СВЕТЛОМ" БУДУЩЕМ ПЕНСИОНЕРА

СТРАШНАЯ ПРАВДА О "СВЕТЛОМ" БУДУЩЕМ ПЕНСИОНЕРА

Из каждой тысячи новорожденных в Украине мальчиков до 40 лет не доживает 128 человек. Это на 63 человека больше, чем умирает, например, в Турции. А если равняться на развитые страны, где индикатор бедности рассчитывается по показателям смертности до 65-летнего возраста, то у нас умирает на 385 человек больше, чем в Швеции! То есть, больше половины новорожденных мальчиков – 51% - не доживает до 65 лет.

​ Украина оказалась на краю демографической впадины, аналогичной тем, которые образовывались на наших территориях после голодомора и Великой Отечественной. Но, украинскому пенсионеру все равно придется взрослеть и самостоятельно копить себе на старость…

Законопроект № 7455, появившийся в парламенте за пару недель до нового года, который в народе связывают со стартом пенсионной реформы в Украине, наделал немало шума в стране. Его обсуждают и политики, и профсоюзы, и работодатели, а также пенсионеры и те, кто собирается на заслуженный отдых. Народ начал отпускать в сторону правительства злые шутки, грозя заменить во время застолий традиционный тост за здравие пожеланием дожить до социальной пенсии. Все разговоры о пенсионной реформе в стране свелись исключительно к обсуждению намерений правительства повысить пенсионный возраст. Хотя это далеко не самая большая проблема для Украины, считают демографы.

Прежде всего, для того, чтобы народ понимал, для чего нужна пенсионная реформа и как она способна изменить нелегкую жизнь пенсионера в Украине, придется развеять несколько всеобщих заблуждений. Немало наших соотечественников считает, что повышение пенсионного возраста как-то связано с тем, что пенсии у нас будут повышаться. Отнюдь. Повышение пенсионного возраста призвано лишь сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, дабы снять огромную нагрузку с бюджета государственного, перевести, иными словами, систему пенсионного обеспечения на «рельсы самоокупаемости». И не более того.

Сама же пенсионная реформа состоит в том, чтобы усовершенствовать солидарную систему пенсионного обеспечения граждан. Чтобы на назначенные пенсии можно было бы не только выживать, а чтобы долгожданный отдых от трудов праведных стал не только заслуженным, но и полноценным. К слову, существующая солидарная система пенсионного обеспечения была изобретена еще Бисмарком, железным канцлером Германской империи, во второй половине ХІХ века. Именно он придумал «систему солидарности поколений», которая работала по принципу: сегодня я здоров и работаю, значит плачу тем, кто стар и немощен. Завтра я становлюсь на их место и уже мое существование до конца дней оплачивают те, кто моложе и трудится. Позже эту систему назвали еще и распределительной. На ее базе сегодня работают практически все солидарные системы пенсионного обеспечения в мире.

Однако еще с полстолетия назад в развитых странах параллельно с солидарными пенсионными системами начали развиваться и другие методики обеспечения граждан в старости. Это, так называемые, накопительные системы, которые формируются за счет вкладов самих будущих пенсионеров. Задумались о подобной практике и в Украине. Именно затем, чтобы пенсии увеличить за счет новых поступлений от молодежи. Это так называемый второй и третий уровни пенсионного обеспечения. Второй должен формироваться за счет добровольных взносов трудоспособного населения, а третий – за счет средств частного капитала, желающего простимулировать преданность своего персонала. «Корпоративную» надбавку к пенсии организовали уже в Нацбанке Украины, внедряет на своих предприятиях и «Нафтогаз Украины». Однако, для того, чтобы эти два уровня полноценно заработали на государственном уровне, Украине еще нужно принять ряд достаточно серьезных законов, четко регулирующих оборот денег в стране и гарантирующих сохранность собранных у населения средств.

Но, вернемся к солидарной пенсионной системе. Серьезные сбои она начала давать в конце ХХ – начале ХІХ века. Причем, речь идет не об Украине. Системный сбой касался тех стран, где население в демографическом плане начало стареть. А недавний всемирный кризис еще и продемонстрировал неустойчивость и уязвимость пенсионных фондов к масштабным финансовым потрясениям. Поэтому и Международный валютный фонд, который нынче ссужает нам деньги, рекомендует, причем не только нам, создание альтернативных солидарной систем пенсионного обеспечения. Здесь, очевидно, стоит отметить, что не во всех странах, где были внедрены подобные пенсионные системы, опыт был удачным. Поэтому пока правительство только изучает существующую практику и размышляет над тем, как удачные методики адаптировать к украинским реалиям.

А вот об украинских реалиях и ближайших вызовах, стоящих перед нацией, нам поможет разобраться директор Института демографии Элла Либанова , которая входит в рабочую группу при Кабинете министров, занимающейся разработкой нового пенсионного законодательства. Демографы, кстати, о старении нации бьют тревогу уже почти две пятилетки подряд. Однако политики, постоянно заигрывающие с электоратом, все не решались открыть глаза народу. К сожалению, теперь, когда откладывать пенсионную реформу в долгий ящик уже не позволяет ни МВФ, ни вызовы времени, население вынуждено узнать всю страшную правду о своем «светлом» будущем.

- Сегодня на 10 человек трудоспособного возраста приходится 4 человека пенсионного возраста, а на 10 плательщиков страховых взносов приходится 9 пенсионеров, - поясняет Элла Либанова. - В 2025 году будет перейден своеобразный рубикон – количество плательщиков пенсионных взносов и количество пенсионеров сравняется. Это означает, что средний плательщик взносов должен будет из своих отчислений в Пенсионный фонд самостоятельно финансировать одну среднюю пенсию. Совершенно понятно, что повышение соотношения численности пенсионного и трудоспособного населения неминуемо провоцирует рост соотношения численности пенсионеров и плательщиков пенсионных взносов. Причем, второе соотношение всегда больше, чем первое. Ведь не все люди трудоспособного возраста работают, не все работающие платят взносы в пенсионный фонд. Но все люди пенсионного возраста получают пенсию. А у нас ситуация усугубляется еще и тем, что огромное количество граждан, не достигших пенсионного возраста по украинскому законодательству также претендует на пенсию (речь идет о льготных категориях граждан, уходящих на заслуженный отдых в 30-40 лет, - Авт.).

- Следовательно, возникают демографически обусловленные проблемы пенсионного обеспечения. Растут потребности в медицинской и социальной помощи, они растут, в том числе и в связи с изменением возрастного состава населения. Нация стареет, а старшие люди объективно менее здоровы и больше нуждаются в медицинской помощи и в социальной опеке. А поскольку пенсия всегда и везде ниже, чем заработная плата или доходы от занятости в целом, то увеличение численности пенсионеров может стать дополнительным фактором, провоцирующим бедность населения, - уверена Элла Марленовна. - По крайней мере, это безусловно станет причиной роста бюджетных затрат на преодоление этой самой бедности.

Пусть не обижаются люди преклонного возраста, почти все молодые неизбежно становятся стариками. А их содержание – всегда тяжкая ноша для общества. Так вот наша ноша с каждым годом все непосильнее. Если сравнивать распределение социальных трансфертов с европейской практикой, то Украина на стариков тратит больше всех. Из всего объема социальных затрат на помощь людям преклонного возраста в целом по Евросоюзу тратится около 41%, в Польше – 55, а в Украине – 68! Если рассматривать государственные расходы на стариков в процентном соотношении к имеющемуся ВВП, то Латвия, Эстония и Литва, к примеру, на своих стариков научились тратить около 6% ВВП, а Украина – 18!

- Мы вынужденно все социальное страхование, чем дальше, тем больше сводим к пенсионному, - констатирует демограф. - Это – тупиковый путь. Другое дело, что мы не можем игнорировать проблемы старшего поколения. Вопрос даже не в том, что это какая-то нагрузка на экономику. Вопрос не в том, что нужно адекватно менять пенсионную систему, хотя это тоже важно. Вопрос в том, что меняются очень сущностные вещи, которые связаны с потреблением, поведением, менталитетом, с потребностями в здравоохранении, наконец, и в социальных услугах.

Безусловно, рано или поздно пенсионная система, когда на одного с ложкой приходится, как минимум, 4-5 с сошкой, рухнет. Отсюда следует строгий математический вывод: длительное сохранение распределительной системы без повышения пенсионного возраста – нереально. По этому пути двинулся весь мир. И мы вслед за ним. Хотя это больно, неприятно и даже в какой-то степени несправедливо по отношению к итак натерпевшимся украинцам. Но, демографы советуют и в этих безрадостных перспективах искать… позитив. Мы будем жить дольше! В ХХ І 90-100-летний возраст станет явлением обыденным. Не обидно ли будет человеку уходить с полжизни (в 50 лет) на заслуженный отдых?..

Естественно, кто-то вспомнит о том, что в Украине люди нынче и до пенсии не доживают. Проблема здесь не в границе пенсионного возраста, убеждена главный демограф Украины. У нас проблемы с преждевременной смертностью взрослого населения. Особенно среди мужчин трудоспособного возраста и детей. Не будем сравнивать Украину с развитыми странами. По показателям смертности до 40 лет мы даже в компании развивающихся в числе худших. Итак, из каждой тысячи новорожденных в Украине мальчиков до 40 лет не доживает 128 человек. Это на 63 человека больше, чем умирает, например, в Турции. А если равняться на развитые страны, где индикатор бедности рассчитывается по показателям смертности до 65-летнего возраста, то у нас умирает на 385 человек больше, чем в Швеции! То есть, больше половины новорожденных мальчиков – 51% - не доживает до 65 лет. Естественно, на этот показатель влияет и экология, и смертность на дорогах, и участие в криминальных разборках, а еще – курение, алкоголизм и т.д. и т.п. Так мы теряем нашу сильную половину. Да, мы должны пропагандировать здоровый образ жизни, совершенствовать систему здравоохранения, заняться профилактикой заболеваемости, улучшать экологию, повышать рождаемость и вообще ломать стереотип мышления нации. Каждый гражданин в стране должен понимать: о своей обеспеченной старости придется думать уже в молодости. Причем, самостоятельно и без оглядки на государство…

Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRekF3VEZoUmRrNURLekJNVUZKblRrTjNNRmxVVVhWT1IxQm1Ua012TUV4WVVYWmtSMEl3VEdwUmRuUkRPVEJNTTFGelRrZFFTVTVIUVRCTVdGSm9Ua01yTUZsRVVYWk9RM2RtVGtNdk1FeFlVWFprUjBJd1RHcFJkblJET1RCTU0xSnBPVU0xU1U1RGVUQk1OMUYwT1VkQk1FeEVVbWRrUjBObVRrTXZNRXhZVVhaa1IwSXdUR3BTYW5jOVBRPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх