EN|RU|UK
  708  1

 КИРПА-ЧЕРВОНЕНКО. ДУРНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ

Минтранс постепенно, но упорно доводит до упадка подведомственный ему вуз — Киевский университет экономики и технологии транспорта (КУЭТТ). Цель, по нашему мнению, довольно очевидна — сделать вуз настолько хилым, чтобы можно было выселить его из главного

История противостояния Минтранса со своим вузом началась еще весной 2004 года. Сначала Кирпа решил сделать дело в своем привычном руководящем стиле — грубо, но быстро и решительно. Решено было вуз попросту закрыть, а студентам предложить перебраться в такие же ведомственные вузы в Харькове или Днепропетровске. Но студенты во главе с ректором Александром Кутахом взбунтовались. Ректора немедленно уволили, но студенческие пикеты на Грушевского и Банковой вынудили Кирпу сбавить темп: о закрытии вуза уже не говорили, но сокращением числа вновь принимаемых студентов (а, следовательно, созданием общей ситуации бесперспективности вуза) давили его основательно. Новый и.о. ректора, естественно, откровенно играл на стороне Минтранса, а университетская оппозиция организовывалась вокруг уволенного Кутаха.

Дело медленно, но бесповоротно шло к гибели вуза. Слишком неравны были силы. Университет реально не хотел поддержать никто, хотя на словах его правоту признавали и Минобразования, и даже Кабинет министров. Тогда Кирпа был посильнее всего правительства. Надежды на спасение КУЭТТ возродились после оранжевой революции, в которой, кстати, студенты этого вуза принимали самое деятельное участие.

Сейчас эти надежды снова меркнут. Новое руководство Минтранса в отношении КУЭТТ повело старую линию Кирпы. Уволенного год назад с грубейшими нарушениями закона ректора не восстанавливали. Даже после решения Апелляционного суда Киева, который однозначно постановил, что Александр Кутах должен быть восстановлен в должности ректора, министерство до последнего (два месяца!) тянуло с его выполнением.

Но таки свершилось. 16 мая 2005 года министр Евгений Червоненко подписал приказ №204, которым Александра Кутаха возвращали на пост ректора КУЭТТ с 14 апреля 2004 года, а и.о. ректора Степана Довганюка освобождали с занимаемой должности.

16 мая Кутах пришел в Минтранс вместе с судебным исполнителем. Они получили на руки приказ №204 и отправились с ним в КУЭТТ. От Минтранса до университета идти около 5 минут. В университете нового ректора встречали радостно возбужденные студенты и море цветов. Казалось, год отчаянной борьбы завершается победой.

Увы, они еще не знали, что уже есть приказ министра №205. Он… отправлял Кутаха в отставку.

На следующий день ректора вызвали в министерство и ознакомили с новым приказом. Его уволили "в связи с несоответствием занимаемой должности". Имелось в виду, что у Кутаха нет звания профессора, необходимого для руководства высшим учебным заведением III-IV уровней аккредитации.

Повод явно надуманный — соответствующая статья Закона "О высшем образовании" относится только к кандидатам на пост ректора, которые участвуют в конкурсе на замещение должности. А контракт между Минтрансом и Кутахом, подписанный 13 сентября 2002 и действующий до 2007 года, утвержден в Министерстве образования. Более того, приказ №205 об увольнении ректора не согласован с Минобразования. И это уже действительно является нарушением Закона "О высшем образовании", в частности п.2 статьи 18. Кирпа тоже увольнял Кутаха с грубейшими нарушениями закона, и чем в этом смысле Червоненко от него отличается?

Минтранс не предложил Александру Кутаху работы взамен (как того требует КзОТ при разрыве контракта) и не выплатил заработную плату за пропущенные месяцы (а это — неподчинение решению Апелляционного суда). Особый цинизм Червоненко и его чиновников проявился в дате увольнения — Кутаха "ушли" за день до его юбилея. 18 мая ректору исполнилось 60 лет, и в Минтрансе об этом прекрасно знали. Из-за приказа Червоненко Александр Кутах сейчас не может оформить даже пенсию.

23 мая профсоюзный комитет КУЭТТ решил считать действия Минтранса незаконными и постановил обратиться через СМИ к руководству страны, чтобы рассказать "о беззаконии, творящемся в Минтрансе". "Грани плюс" откликнулись на просьбу, ведь за решением профкома — студенты и преподаватели престижного вуза, которые с ужасом осознали, что с приходом к власти новой команды в их "альма матер" ничего не изменилось.

Что ж, действия нынешнего руководства Минтранса объяснимы. Логично предположить, что оно всерьез и не собиралось возвращать опального еще со времен Кучмы ректора на его пост. Снова приходится повторять: блеск лакомого коммерческого куска в виде здания и земельного участка в центре Киева туманит мозги и извращает мораль некоторых представителей и новой, уже не кучмистской, власти.

Статус-кво восстановился. Университет продолжает приходить в упадок, и — если так пойдет и дальше — скоро его главный корпус окончательно опустеет. На его месте заработает очередной "гостинично-офисно-торговый комплекс", а студенты из Западной и Центральной Украины будут вынуждены ездить на учебу в Днепропетровск и Харьков. Если смогут.

В конце концов, дело не в уволенном ректоре КУЭТТ Александре Кутахе, хотя его личное достоинство и попранные права — тоже не пустяк. Дело в судьбе вузе, в судьбе тысяч студентов и преподавателей. Ведь сегодня, как и год назад — в темные времена Кучмы и Кирпы, — КУЭТТ на пороге гибели.

Если в 2003 году в вуз было принято 1172 студента, то в 2004 — всего 189. В 2003 году факультет довузовской подготовки открыл двери перед 600 абитуриентами, в 2004 на него пришли только 300 человек. Особенно ярко упадок университета демонстрируют данные конкурса абитуриентов: если в 2003 году на одно место претендовали 5 человек, то в прошлом году — ноль. Нежелание молодежи идти в КУЭТТ в его нынешнем виде вполне объяснимо — в феврале комиссия КРУ зафиксировала, что за 2004 год из вуза ушли 20 докторов наук и 66 кандидатов. Не ведется и научная работа — за прошлый год в специализированных советах КУЭТТ не было защищено ни одной диссертации, тогда как раньше ежегодно защищалось 2-3 человека.

Так кому и зачем нужна гибель вуза?
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх