EN|RU|UK
  882  13

 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ВЫХОДНЫХ

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ВЫХОДНЫХ

Украинская военная разведка в её нынешнем виде – Главное управление разведки Министерства обороны Украины (ГУР МОУ) - изначально создавалась как один из атрибутов украинской государственности на кадровых и материальных «осколках» некогда единой системы.

Советский опыт оказался, безусловно, ценным, поскольку иной просто отсутствовал, но частью непригодным в новых условиях из-за смены политического курса нового государства, в том числе и в военной политике, а также значительного сокращения ресурсов.

С создания ГУР МОУ как самостоятельного органа в 1992 году прошёл достаточный период времени, позволяющий оценить процесс создания украинской военной разведки, а также обозначить её задачи на нынешнем этапе.

Военная разведка существует уже пятнадцать лет.

О достижениях за этот период рассказал начальник Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины Александр Галака.   

 

- Александр Иванович, в сентябре украинская военная разведка отмечает свой юбилей. Каковы главные результаты 15-летней деятельности ГУР?

 

- Самое главное достижение - это сам факт создания и существования военной разведки независимой Украины. Более того, пожалуй, нам единственным из всех постсоветских государств удалось создать полноценную, самодостаточную структуру военной разведки, которая имеет все необходимые компоненты: стратегический, оперативный, тактический.

Важной вехой в создании военной разведки Украины стало принятие в 2001 году Закона Украины «О разведывательных органах Украины». По сути, этот закон определил правовую основу  деятельности разведывательных структур Украины. С принятием закона, военная разведка   получила статус специального органа государственной власти. Закон определил основные задачи, принципы деятельности, права, а также определил правовой статус сотрудников разведорганов.

  Стоит отметить, что  этим Законом для военной разведки были определены новые задачи: участие в борьбе с международной организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, незаконной торговлей оружием и технологиями её изготовления, незаконной миграцией. Для нас это были новые задачи, что потребовало определённой коррекции в распределении сил.  Анализ развития современной ситуации в мире показывает, что новые задачи, которые были поставлены перед военной разведкой, приобретают все большую актуальность. Становится всё более очевидным, что проблема борьбы с терроризмом касается всех стран, а отношение страны к борьбе с этим злом определяет её роль в мировом сообществе.

Несколько слов хочу сказать об изменениях, которые происходят в разведывательном обеспечении Вооруженных Сил. В последние годы для Вооружённых Сил Украины новой задачей стало участие в миротворческих операциях. Украинские военнослужащие выполняли и продолжают выполнять задачи  в таких странах, например, как Либерия, Сьерра-Леоне, Ливан, Ирак.  Это определило новые задачи для военной разведки – разведывательное обеспечение миротворческих контингентов с целью защиты украинских военнослужащих. Это была новая задача, и нам пришлось  изменять приоритеты, что требовало значительных усилий, особенно в вопросе подготовке людей, начиная от языковой подготовки и заканчивая особенностями действий в сложных климатических условиях. Я считаю, что мы успешно справились с этими новыми задачами.

 

- Многим  кажется весьма заманчивой карьера военного атташе, а ваша структура, среди прочего, руководит и этим направлением?

 

-  Аппарат атташе любой страны – это не только разведчики. Прежде всего, на атташат возложено представительство своего военного ведомства за рубежом. И кроме того, в соответствии с Венской конвенцией, работники этой структуры собирают информацию теми способами, которые разрешены в той стране, где они пребывают. Сегодня 49 аппаратов украинских военных атташе работают в 73 странах мира.

Думаю, ни одна из бывших советских республик, кроме, пожалуй, России, не может похвалиться таким количеством атташатов. Это, в частности, свидетельствует о том доверии и тесном сотрудничестве, которое существует сегодня между украинскими разведчиками и их коллегами за рубежом.

Для такого государства, как Украина, особенно важным является нахождение взаимопонимания с соседями - ведь именно в проблемах отношений с приграничными странами и таятся главные угрозы национальной безопасности. Совершенно уверенно могу сказать: с российскими, белорусскими, польскими, румынскими, чешскими, словацкими, венгерскими, грузинскими коллегами у нас сложились отличные партнерские отношения. И это очень важно.

 

- Все-таки о военных конфликтах в нынешней ситуации можно говорить лишь теоретически. А какими путями будет достигаться приоритетная роль военной разведки в мирное время? Увеличение дипломатических миссий, численности ГУРа, другими методами?

 

-    Возможно, я впервые скажу об этом публично: наша деятельность потерпела за последние  годы значительные изменения.

В соответствии с теорией подготовки и проведения операций, у военной разведки СССР главной задачей было своевременно предупредить командование о начале непосредственной подготовки противника к войне. А военная разведка в соответствии с теорией военного искусства являлась видом оперативного обеспечения операций. По моим личным оценкам, на этом сосредотачивалось не менее 80% усилий военной разведки, и не более 20% занимали задачи стратегической разведки, ориентированные на добывание информации для высшего военно-политического руководства.

 

С распадом Советского Союза и завершением периода глобального противостояния изменился и характер угроз национальной безопасности. Именно это определяет, главным образом, роль и задачи военной разведки Украины на современном этапе. Объективно, по многим причинам ценность разведки как вида оперативного обеспечения операций  значительно снизилась. Во-первых, сегодня Украина выбрала путь европейской и евроатлантической  интеграции и не планирует операций, аналогичных советским. Во-вторых, были подписаны Договор об обычных вооружённых силах в Европе и Венский Документ, которые фактически дают полную информацию о составе и расположении группировок войск всех европейских государств в мирное время. Эти сведения теперь нет необходимости разведывать. Но одновременно возрастает значение обеспечения миротворческих операций и, особенно, роль  стратегической информации для высшего руководства страны. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в деятельности военной разведки непрерывно возрастает значение стратегического компонента, а её место в системе государственной власти выходит за пределы одного ведомства.  Схожие тенденции в военной разведке, по словам зарубежных коллег,  наблюдаются и в других государствах.

Если вернуться к украинским реалиям, то наша разведывательная деятельность обрела некую самостоятельность. Наверное, не случаен тот факт, что по закону ГУР имеет статус специального органа государственной власти, подчиняется Президенту и финансируется отдельной строкой из бюджета. Это свидетельствует о возрастании государственной важности военной разведки.

 

- Опыт, каких стран использован при создании модели украинской военной разведки?

 

- Я твердо убежден: нельзя сравнивать украинскую разведку и «то, что у них», и вот почему. Прежде всего, Украина создала свою военную разведку совсем недавно, 15 лет назад, и, что самое главное, практически «с нуля». Ведь если в советские времена в Украине были региональные, республиканские органы управления, например, МВД и КГБ, то структура ГРУ ГШ ВС СССР замыкалась на Москву. Были разведывательные компоненты военных округов, части радиоразведки, другие структуры, но отсутствовал стратегический компонент. Именно в его создании и состояла главная проблема, которую в 1991 году начал решать Александр Александрович Скипальский и группа украинских офицеров.

 

И ставка тогда была сделана не на копирование советского ГРУ, не на создание чего-то подобного, а на формирование структуры, исходя из современных нужд независимой Украины. Важным было определение, что украинская военная разведка должна действовать и развиваться в тесном взаимодействии с иностранными коллегами. Это кардинально противоречило принципу полной изоляции и глобального противостояния в мире советской разведки. Безусловно, при создании ГУР был использован как опыт советского периода, так и таких стран как США, Британия, Израиль, Германия, наших ближайших стран-соседей. Все это позволило создать целостную систему отечественной разведки, которая имеет все атрибуты разведок передовых стран. Это и агентурная, и радиотехническая, и космическая разведка.

 

Редакция Цензор.НЕТ поздравляет украинских военных разведчиков с 15-летним юбилеем! Желаем всем крепкого здоровья, личного и семейного благополучия, счастья и добра, мира и благополучия!

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх