EN|RU|UK
  2024  10
Материалы по теме:

 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: НИЗКИЙ СТАРТ

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: НИЗКИЙ СТАРТ

Еще пару месяцев назад, аккурат в канун местных выборов, вице-премьер Сергей Тигипко «побожился»: Украина не собирается увеличивать пенсионный возраст. Оказалось – слукавил. К новогодним праздникам Кабмин готовит целую череду несимпатичных сюрпризов для своих граждан…

Предчувствие неотвратимости грядущих реформ в сфере пенсионного обеспечения присутствует в Украине, по крайней мере, последние 8-10 месяцев. В отличие от политиков, твердость позиции в этом вопросе сохраняла, пожалуй, лишь директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова . Профессор неустанно повторяла: деваться нам некуда, пенсионный возраст придется увеличивать, иначе солидарная система пенсионного обеспечения рухнет. Наиболее вероятными «жертвами» пенсионной реформы Элла Марленовна называла женщин, которых первыми вынудят работать на пять лет дольше, чем сегодня

Политики же на прямые вопросы журналистов о непопулярных шагах Кабмина предпочитали либо не отвечать (как правило, излюбленной манерой выходить из затруднительного положения стало навешивание лапши в виде заумных декламаций) либо… откровенно лгать. Как получилось у вице-премьера. Причем, вранье казалось очень убедительным. Дескать, не переживайте вы за договоренности с Международным валютным фондом и подписанные с ним соглашения. Правительство наше столь мудрое, что нашло иные способы закрыть дыру в Пенсионном фонде. А за пару недель до нового года в парламенте появился законопроект под № 7455, пророчащий начало серьезных реформ в пенсионной сфере. И начнутся они – с увеличения пенсионного возраста.

Совершенно странными кажутся и «метания» судьбоносного законопроекта в стенах парламента. Документ был зарегистрирован 13 декабря, а обнародован на сайте Верховной Рады – лишь спустя неделю. Затем, как только СМИ приняли документ «к обсуждению», Кабмин… отозвал законопроект на доработку, пообещав в ближайшие дни прислать «на растерзание» народным избранникам основного «адвоката» пенсионной реформы министра социальной политики Сергея Тигипко.

Расчет – на здоровый прагматизм и дар убеждения Сергея Леонидовича. Вице-премьер-министр уже заявил, что экономический эффект от упомянутого ранее законопроекта составит только в 2011 году 1,7 миллиарда гривен. За счет дополнительных поступлений в Пенсионный фонд и экономии средств по выплатам пенсий гражданам. Какие же «сюрпризы» готовит украинцам Кабмин?

Итак, среди новаций, предлагаемых правительством Азарова, наибольший резонанс в обществе и «непонимание» со стороны оппозиционных сил, вероятнее всего окажутся:

- предложения по постепенному повышению пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет (начиная с 1 февраля 2011 года уже запланировано его ежегодное увеличение на 6 месяцев), а для мужчин-госслужащих – до 62 лет начиная с 2013 года;

- предлагается также повысить с 58 до 63 лет возраст женщин, которые могут претендовать на получение государственной социальной помощи;

- при оформлении пенсии предлагается учитывать размер средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии;

- назначение пенсий только на основе данных идентификационной системы;

- приостановление выплаты назначенных пенсий по сокращению штата и ухудшению состояния здоровья;

-перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают их за выслугу лет, будут проводиться только после достижения ими пенсионного возраста;

- предлагается увеличить необходимый страховой стаж для назначения пенсии по возрасту с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, соответственно, до 30 и 35 лет;

- повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;

- увеличить период для учета выплат (кроме должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет), которые включаются в заработок для начисления специальных пенсий, до 60 календарных месяцев;

- выплату специальных пенсий лицам, имеющим право на досрочный выход на пенсию, предлагается осуществлять лишь после достижения ими общеустановленного пенсионного возраста;

- военнослужащие на установление пенсии за выслугу лет смогут претендовать при достижении ими 45-летнего возраста и при наличии выслуги 20 календарных лет (сейчас – 15 лет).

Также в законопроекте есть предложение по «поощрению» работников бюджетной сферы. За то, что женщины-бюджетницы пойдут на пенсию на 5 лет позже, а мужчины – на два года (с 2013 года), правительство предлагает выплачивать им при выходе на пенсию единовременное денежное пособие в размере 10 назначенных месячных пенсий. Не повезет тем, кто собирался иметь пенсию с четырьмя нулями. Правительство предлагает ограничить максимальный размер пенсии 12-тью размерами прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность. А это – чуть меньше 9 тысяч гривен.

Есть в законопроекте и планы по администрированию страховых взносов накопительной системы. Пока «копить» пенсию мы будем на счетах Пенсионного фонда, а через два года после внедрения страховых взносов граждане получат возможность выбирать между государственным Пенсионным фондом и частными структурами, где будут накапливаться их «добровольно-принудительные» отчисления. Правда, начать формирование накопительной системы, а, следовательно, и отчисление взносов граждан, Кабмин предлагает с момента, когда Пенсионный фонд Украины станет бездефицитным. Коснется это нововведение только молодежи, т.е. граждан не старше 35 лет. В первый год внедрения накопительной системы размер страхового взноса должен составлять 2 процента от базы начисления единого взноса с дальнейшим его ежегодным увеличением (на 1%) до достижения 7 процентов.

Впрочем, критиковать уже появившийся законопроект, похоже, будут не только оппозиционные силы парламента. Президент Центра рыночных реформ, доктор экономических наук Владимир Лановой , считает, что «пенсионная реформа – это системные изменения, а не сокращение расходов путем повышения пенсионного возраста». Единственным положительным моментом в законопроекте эксперт считает ограничение максимального размера пенсий. А в систему накопительных страховых взносов – не верит.

- Накапливать пенсию в течение 30-35 лет в Украине нет смысла, - говорит Лановой. - Государство сегодня фактически не отвечает ни за инфляцию, ни за курс гривны, ни, по большому счету, за сохранность накоплений граждан. Не уверен я также, что внедрение накопительной системы будет стимулировать легализацию зарплат и уменьшение выплат в конвертах.

А президент Центра экономического развития Александр Пасхавер еще более резок в своих оценках. Он считает, что проводимые властью проекты на данный момент у людей вместо уверенности в завтрашнем дне, вызывают раздражение.

- Есть множество примеров в истории, когда лидеры, которые хотели «загнать» людей в добро, приводили к социальным катастрофам, - напоминает эксперт. - И очень жаль, что нынешнее правительство этих примеров не помнит. Гитлер и Сталин тоже были великими реформаторами. Не нужно, очевидно, напоминать, чем это закончилось для человечества…

Вопрос повышения пенсионного возраста для нас не уникален. Своей лояльностью к гражданам Украина только дразнит Европу, которая уже давным-давно выходит на пенсию после 60-ти и вынуждена поднимать пенсионную планку и далее. Как помним, совсем недавно по Европе прокатилась волна протестов против аналогичных инициатив властей. Самыми масштабными протесты оказались во Франции и Румынии. Несмотря на гнев граждан, 9 ноября этого года Президент Франции Николя Саркози все же подписал законопроект о пенсионной реформе, предусматривающий увеличение пенсионного возраста до 62 лет. А согласно закону о реформе пенсионной системы, принятому румынским парламентом, пенсионный возраст постепенно доведут до 65: к 2015 году - для мужчин, к 2030-му - для женщин. Этот закон стал составляющей частью реформ, проводимых в стране по согласованию с Евросоюзом и все тем же МВФ.

В Германии успели реформировать пенсионную систему еще до кризиса, в 2006 году. А вступит в действие она с 2012 до 2019 годы. Тогда и начнется постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Австрия намерена к 2024-2033 гг. увеличить пенсионный возраст для женщин до уровня мужского - с 60 до 65 лет. Подобные инициативы к 2020 году планируют воплотить в жизнь и в Великобритании. В Нидерландах думают к 2025 году поднять пенсионную планку на два года - до 65 лет. Власти Испании в начале этого года объявили о намерении увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет. Заявила о планирующейся пенсионной реформе и Греция. Пенсионный возраст там планируют повысить на два года - для женщин до 62 лет, для мужчин - до 67.

Именно поэтому есть все основания полагать, что и для Украины этот процесс станет неотвратимым. Правда, Президент обещал нам всенародное обсуждение. Хотя это, впрочем, как к примеру, обсуждение Налогового кодекса, вполне может стать фикцией. Никто ничего обсуждать и не собирается. Или, как однажды обмолвился Тигипко: нечего слушать глупый народ. Нужно просто делать так, как будет для него лучше.

На днях в Украине появятся представители МВФ. Кабмин Азарова надеется получить очередной кредитный транш, ведь свое обещание отправить «пенсионные реформы» в парламент, он выполнил. Есть большая вероятность, что обсуждение законопроекта № 7455 затягиваться не будет. Вначале проголосуют, а затем начнут обсуждать (как собирались сделать с Налоговым кодексом и бюджетом) и вносить изменения. Кстати, парламентские слушания по этому вопросу назначены на 16 февраля 2011 года. К этому времени пенсионный возраст для женщин уже начнет увеличиваться…

Источник: Виктория ВЛАДИНА для Цензор.НЕТ
TUVvdlVYUmtRemt3V1VoUmRVNURLekJNTTFGMlpFTjNNRms0WnpCWlJGRjBaRWRGTUV3M1VtZE9Remd3VEVGMlREbERZakJNUkZGMlpFTXJNRXhNVVhaMFF6Vm1Ua05tTUV4RVVtZGtSMFl3VEVSUmMzUkRNVEJaUWpnd1MweFJkVTVEZWpCTWFsRjJPVU0yTUV3MGRrdzVReTh3VEZoUmRtUkhRakJNYWxGMmRFTTVNRXd6VVhOT1IxQkpUa2RCTUV4WVVtaE9ReXN3V1VSUmRrNURkMlpPUXk4d1RGaFJkbVJIUWpCTWFsRjJkRU01TUV3elVtazVRelZKVGtONU1FeG1VWFprUXlzd1dVWTRNRXd2VVhSa1F6a3dXVWhSZFU1SFVBPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх