EN|RU|UK
  1007  0
Материалы по теме:

 ЛАВРИНОВИЧ КАСТРИРУЕТ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ - ИЗ-ЗА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ? (ЮРИЙ БУТУСОВ)

ЛАВРИНОВИЧ КАСТРИРУЕТ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ - ИЗ-ЗА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ? (ЮРИЙ БУТУСОВ)

Уважаемый Виктор Федорович, честь имеем доложить: на данный момент все поставленные вами задачи провалены. Борьба с коррупцией в Украине невозможна потому, что ее поручают вести тем, кто питается плодами коррупции. Война между группировками чиновников, кланами и командами в министерствах и ведомствах неизбежно кого-то усиливает и кого-то ослабляет. Выигрывает всегда какой-то конкретный чиновник. Проигрывает всегда государство.

Я надеюсь, нам удастся наконец-то проводить эффективную государственную политику в борьбе с коррупцией, которая сегодня является угрозой национальной безопасности государства. Это то, чего нам не хватает для построения гражданского общества. Это те демократические ценности, о которых сегодня говорят, а нам нужно ввести их в действие как конкретные механизмы.

В.Янукович, на заседании
Национального антикоррупционного комитета. 20.10.2010

Первого января на украинских чиновников надвинется напасть, о которой уже не раз писало «Зеркало недели», — вступление в силу целого пакета законов о борьбе с коррупцией, который Украина разрабатывает в соответствии со своими международными обязательствами. Введение в действие антикоррупционного пакета уже трижды переносили, и сейчас, по данным источников еженедельника, возникла угроза внесения в пакет поправок, выхолащивающих ряд принципиальных положений. Это показывают документы, имеющиеся в распоряжении «ЗН». Из проекта приказа Главного управления государственной службы, который должен был привести в соответствие правила поведения госслужащих, отвечающие новому антикоррупционному законодательству, украинский Минюст выбросил ключевые статьи. Таким образом, очевидно, что аналогичные положения могут быть исключены и из антикоррупционных законов. Борьба чиновников против борьбы с коррупцией среди чиновников поражает воображение…

Странная в этой Европе мода: чтобы быть принятым в клуб большой политики, получать и осваивать выгодные кредиты или (и) вывести свои акции на IPO, приходится привыкнуть к итальянским костюмам, швейцарским часам, немецким лимузинам, французским парфюмам, играть в теннис и гольф, говорить о демократии, борьбе с коррупцией et cetera. Для власть имущих из Украины с большинством пунктов этих европейских ритуалов никаких проблем никогда не было. Но достойно удивления, с каким необъяснимым упорством господа из ЕС навязывают глубоко чуждые национальному менталитету нормы поведения. Разумеется, у обычного украинца, который хорошо знает природу госслужащих, подобные благие намерения вызовут только улыбку — наивные люди, кого они учат? Совет Европы навязывает Украине принятие нормативной базы, которая на сегодняшний день игнорируется государственной бюрократией.

11 ноября Минюст зарегистрировал новую редакцию Общих правил поведения государственных служащих, совместно разработанную Главным управлением госслужбы и службой антикоррупционного уполномоченного Кабмина (04.08.2010 № 214, зарегистрирован за № 1089/18384). Группа государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО) рекомендовала Украине создать новый модельный кодекс поведения для госслужащих, «чтобы улучшить их осведомленность о соответствующих обязанностях и необходимом поведении в том, что касается их службы, в частности сообщении о возможных коррупционных деяниях, возникновении конфликта интересов и добросовестного служения обществу».

Приказ Главгосслужбы имеет важное значение как правоприменительная норма. Конечно, Закон «О государственной службе» содержит норму, что госслужащий не должен действовать в ущерб государству, если его интересы противоположны. Однако толкования, в чем именно с юридической точки зрения состоит конфликт интересов, закон не давал. В Верховной Раде лежат два законопроекта на эту тему, но, зная крайнее нежелание парламентариев заниматься вопросами борьбы с коррупцией, не известно, когда депутаты смогли принять решение. Приказ должен был закрыть этот пробел.

«ЗН» смогло ознакомиться с проектом приказа, поданного на регистрацию. В нем содержались революционные новшества, связанные с трактовкой конфликта интересов госслужащих. Однако, после ознакомления с окончательно зарегистрированной редакцией документа, обнаружилось, что Минюст почему-то выбросил из текста наиболее принципиальные положения, по сути, полностью выхолостив документ!

Цитата из проекта приказа: «Не могут считаться лишением частного интереса заявления, в том числе публичные, о разрыве личных, дружеских или иных отношений с другими лицами...

Не могут считаться лишением частного интереса отчуждение корпоративных прав, имущества или имущественных прав, передача их в доверительное управление имуществом, если такие действия осуществляются в пользу близких родственников государственного служащего».

В случае, если государственный служащий вынужден принимать решения в пользу бизнеса своего родственника, его непосредственный начальник должен устранить его от ведения дел по данному конкретному вопросу. Представляете? То есть, если бы проект приказа действовал, то Николай Янович Азаров после публикации «Украинской правды» о выделении первым вице-премьером А.Клюевым 200 млн. грн. на свои семейные предприятия должен был бы отстранить Андрея Петровича от управления данным проектом. Отстранить без всяких оговорок! Звучит ярко, не так ли?

Однако из текста приказа, зарегистрированного Минюстом, эти нормы были убраны.

Думается, подавляющему большинству высокопоставленных чиновников пришлось бы серьезно задуматься о легитимности владения их женами, родителями, братьями, сестрами и детьми бизнесом после вступления в силу приказа Главгосслужбы в том виде, как его подавали. Однако Минюст показал, что борьба с коррупцией по-украински отнюдь не предполагает какое-либо ограничение беспредельных возможностей «слуг народа».

Очевидно, министр юстиции Александр Лавринович гораздо лучше разбирается в определении «конфликта интересов», чем уполномоченный орган государственной службы. Еще бы — у министра и его семьи богатая практика. Например, как сообщают СМИ: «Возглавляемое Александром Лавриновичем Министерство юстиции Украины, отстаивая интересы государства, выступает ответчиком по делу между ОАО «Отель Днепр» и австрийским ООО «Альфа Проект холдинг», чьи интересы представляет украинская юридическая фирма «Лавринович и партнеры». Ее руководитель — сын главы Минюста Максим Лавринович. Министерство юстиции, соответственно Положению о Минюсте от 14 ноября 2006 г., выступает как представитель интересов Кабинета министров Украины во время рассмотрения дел судами Украины и иностранных государств или международными судебными органами и учреждениями. Украину в этом споре будет представлять заместитель министра юстиции Валерия Лутковская. До своего назначения в ноябре 2006 года она шесть лет была партнером юридической фирмы «Лавринович и партнеры».

Ну какой же может быть здесь конфликт интересов? Конфликта нет — все свои… Быть может, Минюст внесет выброшенные из приказа Главгосслужбы нормы в Семейный кодекс?

Между тем действия Лавриновича показывают, что аналогичной кастрации может быть подвергнут и антикоррупционный пакет, на базе которого и был разработан проект приказа Главгосслужбы.

20 октября 2010 года под руководством президента В.Януковича прошло заседание Национального антикоррупционного комитета. Секретарем НАК является министр юстиции А.Лавринович. Президент поставил задачу всем госорганом немедленно обеспечить принятие антикоррурционного пакета, согласованного с Советом Европы; наладить тесную координацию с ГРЕКО и выполнение ее рекомендаций; принять Национальную стратегию по предотвращению и противодействию коррупции на 2010—2014 гг.

Уважаемый Виктор Федорович, честь имеем доложить: на данный момент все поставленные вами задачи провалены.

Национальная стратегия почему-то до сих пор проходит согласования, и проект указа президента, который должен был ввести ее в действие, до сих пор дорабатывается. А ведь Национальная стратегия — это не скороделка. Она разрабатывается вместе с антикоррупционным законодательством многие годы. И работа была активизирована после создания НАК девять месяцев назад. Но почему-то приоритетную для президента задачу чиновники все никак не доведут до ума и до принятия.

При этом на заседании НАК были четко сформулированы конкретные поправки к антикоррупционному пакету, которые сохраняли все основные положения законов и устраняли все основные ошибки разработчиков. Восемь пунктов поправок конкретизировали ответственность должностных лиц, механизм санкций. Если бы пожелания Виктора Федоровича были приняты, Украина получила бы наиболее системное и наиболее жесткое в Европе антикоррупционное законодательство. Согласно которому все чиновники должны будут подавать декларации о расходах на все крупные покупки как свои, так и всех ближайших родственников. И эту декларацию будет нетрудно сверить с декларацией о доходах.

Запрещается конфликт интересов, смычка семейного бизнеса и государственных интересов.

Запрещаются любые сколько-нибудь ценные подарки, даже билеты в театр для чиновников.

Одним словом, чиновникам запрещается все то, за что они так любят государственную службу — возможность использовать служебное положение в личных целях.

Прошло полтора месяца со дня заседания Национального антикоррупционного комитета, но все необходимые правки Минюст до сих пор не внес. Законы не рассматриваются парламентом. А между тем они должны вступить в силу 1 января.

Таким образом, возникают все законные предпосылки для очередного, четвертого по счету переноса вступления в силу антикоррупционного пакета. Причем «крайним» за это циничное нарушение обязательств перед Советом Европы будет сделан сам Янукович. Мол, не успели в соответствии с положенными процедурами отработать все правки, все, что решил глава государства. Поэтому необходимо снова отправить вопрос на доработку… Либо исключить из законов спорные разделы. И доработать их позднее — то есть, неизвестно когда.

По данным источников «ЗН», Минюст блокирует доработку антикоррупционного пакета из чисто политических соображений. Чиновники неофициально заявляют, что откровенно боятся вступления в действие норм об обязательном декларировании расходов своих семей. Именно эта принципиальная норма, пролоббированная ГРЕКО, является главным препятствием модернизации антикоррупционного законодательства. Украинские чиновники категорически не желают декларирования расходов своими семьями. «В случае введения декларирования расходов они станут инструментом шантажа в руках силовых структур. Силовики получат инструмент для шантажа всех и вся. Вряд ли это приведет к стабильности и снижению уровня коррупции», — заявил источник «ЗН», близкий к руководству страны.

Забавная логика. Борьба с коррупцией в Украине невозможна потому, что ее поручают вести тем, кто питается плодами коррупции. А в государстве невозможно навести порядок, поскольку война между группировками чиновников, кланами и командами в министерствах и ведомствах неизбежно кого-то усиливает и кого-то ослабляет. Выигрывает всегда какой-то конкретный чиновник. Проигрывает всегда государство.

И, наверное, не случайно, что решения Национального антикоррупционного комитета не являются публичными — иначе будет слишком заметно, что НАК занят не борьбой с коррупцией, а ее имитацией. Не случайно, что до сих пор отсутствует положение о Национальном антикоррупционном комитете — спустя девять месяцев со дня создания. Видимо, чиновники рассматривают его просто как пиар-игрушку и не пытаются структурировать инициативу президента. Не случайно, что Национальная стратегия по противодействию и предотвращению коррупции не является публичным документом. Ведь это инструмент не реформы, а аппаратной игры. Не случайно, что решения НАК не вводятся в действие нормативными актами — ведь тогда их придется выполнять…

Уважаемый Виктор Федорович, программа борьбы с коррупцией — основной тест на эффективность правления любого президента. То, чего требует государство, противоречит тому, на чем живет и зарабатывает предельно коррумпированная правящая бюрократия. И президент должен определиться, на чьей он стороне — и добиться принятия решений Национального антикоррупционного комитета до
1 января. Иначе конфликт интересов…

Источник: Зеркало недели
TUVwSVVYWjBSMEV3V1hwUmMyUkRkMGxPUjBKSlRrTTJNRXczVW1kT1IwRXdXVkJSZGpsSFJ6Qk1hbEYwWkVNMVRIa3ZVVzA1UTNjd1RFeFNaMDVETkRCTU0xRjJkRU41TUV4cVVtZ3plbEZ5T1VNNU1GbFFVWFYwUXlzd1RFeFJkVTVIU0V4NUwxRjFkRU1yTUZsRVVtZE9SMFF3VEM5U2FIUkROREJaT1Rnd1NucFJkVTVET1RCWk4xSm5aRWRE
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх