EN|RU|UK
  3945  3

 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ НИКОМУ

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ НИКОМУ

Налоговый кодекс принят и новая жизнь в стране начнется уже через один квартал: большую часть нормативов, уничтожающих малый и средний бизнес, введут в действие с 1 апреля 2011 года. Власть откровенно продемонстрировала, какую страну она будет строить – страну избранных олигархов, пользующихся почти что феодальными правами.

Фактически принятие Налогового кодекса заставляет говорить о забытых было вопросах классовой борьбы. Потому что этот кодекс – в первую очередь, не фискальный документ, а орудие перекройки общества: ликвидации средней и мелкой буржуазии как класса. Посмотрим, по каким же правилам команда Азарова–Бродского–Тигипко–Колесникова, под чутким руководством гаранта Конституции заставит нас жить уже завтра?

Кастрация «упрощенцев»
Первое. Порог годового дохода, после которого начинается общая система налогообложения, определен в 300 тыс. грн без контрольно-кассового аппарата и 600 тыс. – с аппаратом. Требованием предпринимателей было сохранить старую систему с порогом в 500 тыс. Теперь существование упрощенки поставлено в зависимость от кассового аппарата, который станет символом новых налоговых правил.
Именно кассовый аппарат Николай Азаров и Михаил Бродский считают главным контрольным механизмом для армады «лавочников», которую они считают эдаким огромным оффшором, «черной дырой» украинского бюджета. О реальных оффшорах, в которых держит деньги крупный капитал, естественно, Налоговый кодекс не упоминает.
Само по себе внедрение кассового аппарата не было бы так страшно, если бы не иные усилившиеся донельзя полномочиями налоговых органов.
Второе. Перечень видов деятельности, выведенных из системы единого налога, включает почти два десятка пунктов. Изначально упрощенки оставили таксистам, турагентам и айтишникам (экспорт ПО, удаленная поддержка программ и оборудования, разработка и обновления ПО). Затем, 19 ноября, уже на следующий день после принятия кодекса, были «помилованы» все транспортные услуги, деятельность в сфере развлечений, теле- и радиовещания, в сфере геологии и геодезии, в сфере технических исследований, в сфере торговли через торговые автоматы и секонд-хенд. Последний, однако, ждет еще сито Таможенного кодекса.
Теперь окончательный на данный момент список «запрещенных» к упрощенке видов деятельности выглядит так:
- производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи пива и столовых вин физлицами);
- производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов;
- деятельность, связанная с драгметаллами и драгоценными камнями;
- добыча и реализация полезных ископаемых;
- финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, в т.ч. предоставление в аренду/субаренду торговых мест и других услуг на рынках и/или в торговых объектах;
- оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;
- внешнеэкономическая деятельность;
- почта и связь;
- расследования и обеспечение безопасности;
- деятельность в сфере права;
- бухгалтерский учет и аудит;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере госуправления;
- рекламная деятельность;
- подбор и обеспечение персонала;
- перепродажа предметов искусства, организация аукционов;
- розничная торговля изделиями из драгметаллов;
- розничная торговля через интернет.
Как видим, в большинстве случаев это – действительно «вкусные» виды деятельности, и именно на такие показательные пункты, как торговля антиквариатом, ювелирные магазины, внешнеэкономическая деятельность, любят ссылаться апологеты Налогового кодекса. При этом сомнения вызывает исключение из списка упрощенной системы розничной торговли через интернет, юрконсультаций, продажи ГСМ, кадровых агентств, бухучета и аудита – сфер, где задействовано значительное число физлиц, чьи доходы отнюдь не позволяют говорить о них как об угрозе наполнению бюджета.
Та же ликвидация интернет-торговли как вида деятельности на упрощенной системе напрямую играет на руку владельцам крупных торговых сетей, которые теперь избавляются от конкурентов. В интересах большого бизнеса и практически все иные пункты, выведенные из упрощенной системы. Помимо ликвидации конкуренции со стороны мелкой буржуазии, суть урезания этой системы, в числе прочего – и в том, чтобы чиновники и крупный бизнес могли теперь монополизировать и контролировать отрасли, ранее выпадавшие из сферы их внимания. Таковыми являются услуги в сфере управления, подбора кадров, обеспечения безопасности – те сферы, которые ранее создавали для физлиц «защитный круг» от государства, позволяя общаться с ним как можно меньше. Ранее можно было обеспечивать деятельность СПД, работая с таким же СПД-бухгалетром, охранником, юристом и страховщиком. Теперь этого не будет, и любой предприниматель ставится в условия, когда за ним начинает неусыпно следить «глаз Большого Брата».
Третье. В новом кодексе упрощенная система не распространяется на юридических лиц. Кроме того, фактически запрещена такая форма, как малое предприятие. Такие предприятия – основа среднего класса не только на Западе, но и в Латинской Америке, Южной Корее, Китае. Наше же государство проделывает все это абсолютно сознательно - для пущего разорения предпринимателей, потому что если СПДшник отвечает в случае банкротства всем своим имуществом, то у малых предприятий существует всего лишь лимитированная ответственность. Теперь в случае неизбежного банкротства налоговики отберут у вас все – вплоть до квартиры.
Четвертое. «Упрощенцам» можно будет нанимать на работу не двух человек, а четырех (а ресторанам разрешено нанимать 8 человек). Отдельно от единого налога физлицам придется платить и единый социальный взнос с минимальной зарплаты, размер которого составит 319 грн.
Пятое. Отныне большой бизнес отстранен от отношений с малым. Кодекс запрещает крупным предприятиям принимать в расходы все, что они купили у мелких предпринимателей. То есть, если они хотят это сделать, то должны платить из чистой прибыли, за счет теоретически средств владельцев.
Шестое. Кроме того, 15%-ным налогом облагается доход «упрощенцев», полученный от деятельности, не указанной в соответствующем свидетельстве физлица-предпринимателя, а также от финансовых операций, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения.
Седьмое. В случае осуществления физлицом-предпринимателем деятельности не по месту, указанному в свидетельстве, частник обязан оплатить налог по ставке 600 грн в месяц с начала отчетного года, в котором обнаружено такое нарушение, с учетом оплаченного налога за этот период. При этом такой плательщик налога обязан внести изменения в свидетельство плательщика налога.
Две последние нормы введут в действие с 1 апреля 2011 года.
Восьмое. В случае, если стоимость суммарного остатка товаров на торговом месте и/или на складе у физлица-предпринимателя при осуществлении им розничной торговли превышает предусмотренный для такого плательщика предельный объем годового дохода, физлицо обязано перейти на общую систему налогообложения со следующего квартала. Оно также теряет право платить налоги по упрощенной системе налогообложения в течение следующего календарного года. Предполагается, что данная норма будет введена с 1 июля 2011 года.

Здрасьте, мы из налоговой
Никакой кассовый аппарат не сравнится с тотальными расширением функций налоговых органов. Фискалы становятся главными наполнителями госбюджета. Дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам Кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Это закрепляет практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов.
Вообще-то, пунктов, по которым могут законно «раздеть», формально всего семь. Однако выписаны они так, что ясно – основой проверок станет прямой донос на вас. В ином ключе невозможно понимать формулировку «в случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» (пп. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80) или «в случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет» (пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80).
Внеплановые проверки могут проводиться по сходным основаниям. Например, если по результатам «получения налоговой информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства». Или если «налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период». Или же «получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению».
Сами сроки проверок для крупных налогоплательщиков увеличены. Плановые могут длиться от 20 до 30 рабочих дней, внеплановые - от 10 до 15 рабочих дней.
Словом, бойтесь доноса и выплат в конвертах: налоговики будут проверять, как оформлены работники предприятий, какую официальную зарплату они получают, какие взносы они платят в пенсионный и другие социальные фонды. По словам недавней «надежды нации» Сергея Тигипко, сейчас средняя зарплата в государственном секторе составляет 2,4 тыс. грн, а в частном секторе - 1,8 тыс. грн. Уму непостижимо - государство платит больше!
Одновременно права налоговиков становятся воистину безграничными. Теперь они могут, даже не аргументируя свой запрос, получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности», и – самое главное - применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредставления для проверки документов, их копий».
В последнем случае Госкомпредпринимательства разъясняет, что имеется в виду «лишь» административный арест имущества на 96 часов. Госкомпредпринимательства обращает внимание, что арестовать средства на счету налогоплательщика можно только по решению суда, а решение об аресте имущества может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Также налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета вреда, нанесенного неправомерным арестом имущества. Однако понять, на чьей стороне будет суд, не сложно.
В качестве «утешительных» переходных положений решено, что финансовые санкции за нарушение налогового законодательства к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, не будет применяться в течение второго и третьего кварталов 2011 года. То есть, большая часть предпринимателей полноценно ощутит на себе дыхание «азаровщины» во второй половине 2011-го. Власть тем самым оттягивает возможность предпринимательского бунта, который неизбежно начался бы уже к следующей весне, реши парламент ввести все нормы сразу с 1 января.
Есть и небольшой пункт, который касается ответственности налоговиков. По сравнению с их полномочиями налоговый произвол урезали лишь в двух случаях, предусмотрев штрафы на смешные суммы. Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей об ответственности налоговиков за отказ принять налоговую декларацию. За подобные действия предлагает штрафовать на сумму 340-689 грн. То же самое касается случаев, когда должностные лица для принятия декларации требуют изменить указанные в ней показатели. 

Дорогие метры
Вводится налог на недвижимость. Как налог, затрагивающий в первую очередь, зажиточные слои населения, т.е. как раз депутатов и прочих таких же, очень велика вероятность того, что введение его будет отсрочено еще раз. Сейчас  введение налога предусмотрено с 2012 года.
Пока положения о налоге на недвижимость выглядят так. Если у вас квартира до 120 кв. м и дом до 250 кв. м, вы налог платить не будете. Для квартир общей площадью 121-240 кв. м и домов 251-500 кв. м ставки устанавливаются местными властями на уровне до 1% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 кв. м. Для квартир свыше 240 кв. м и домов свыше 500 кв. м - на уровне 2,7% размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного года за 1 кв. м.
В частности, ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, установлены в следующих размерах (за 1 м2):
– с 0,075 до 0,24 грн в населенных пунктах с численностью населения до 3 тыс. человек;
– с 0,15 до 0,48 грн - с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек;
– с 0,24 до 0,77 грн - от 10 до 20 тыс. человек;
– с 0,375 до 1,2 грн - от 20 до 50 тыс. человек;
– с 0,45 до 1,44 грн - от 50 до 100 тыс. человек;
– с 0,525 до 1,68 грн - от 100 до 250 тыс. человек;
– с 0,6 до 1,92 грн - от 250 до 500 тыс. человек;
– с 0,75 до 2,4 грн от 500 до 1 млн человек;
– с 1,05 до 3,36 грн - с численностью населения свыше 1 млн человек.
По решению местного совета от уплаты данного налога могут полностью или частично освобождаться пристройки к жилым домам для содержания скота, птицы и хранения инвентаря, гаражи, подвалы и чердаки, а также ветхие и аварийные дома. Могут остаться не обложенными налогом и другие важные, но уже для другой категории населения, помещения - сауны, бассейны, зимние сады и так далее. При этом никаким налогом на роскошь, как популистски пыталась представить его власть, эта норма, увы, не является.
Следуя документу, в список необлагаемых налогом объектов внесены: один объект жилой недвижимости, принадлежащий семьям, которые воспитывают трех и более детей; общежития; не более одного садового и дачного дома на одного плательщика налога.

Прокатили с ветерком
Важные новации Кодекса касаются налогов на транспортные средства. Ликвидирован ежегодный налог с владельцев транспортных средств, который заменили увеличенным акцизом на топливо. Автомобилистам следует готовиться к подорожанию всех видов топлива, и, как следствие, транспортных услуг. Для тех, кто много ездит, такая система будет в разы более затратной. Так как в МРЭО теперь не будут требовать уплаты транспортного сбора, это первый шаг к полному переводу техосмотра в частные руки, то есть на СТО. А СТО у нас теперь ведают исключительно представители большого бизнеса.
Появился новый налог - сбор при первой регистрации авто, которым теперь дополнительно регулируется возраст импортируемых автомобилей. Для рынка новых автомобилей данный сбор остался на уровне прежнего транспортного сбора.
Произошли изменения и в системе налогообложения сделок с подержанными автомобилями. Теперь продавцу необходимо будет уплачивать с суммы сделки, подтвержденной экспертной оценкой 0%, если это первая сделка за год, и 5%, если вторая. Ранее продавцы вынуждены были платить 15% налога со стоимости проданного автомобиля, что очень редко выполнялось. Официально появился сбор за парковку, который будут уплачивать владельцы автостоянок и парковок и перекладывать эти расходы на автомобилистов.

Классовая контрреволюция
Власть проигнорировала претензии предпринимателей по нескольким причинам. Во-первых, она прекрасно осведомлена о действительных нарушениях, которые существуют в налоговой сфере. Осведомлена потому, что многие ее представители сами участвовали в ювелирной торговле, антикваром бизнесе, добыче полезных ископаемых. Но эти группы внутри элиты оказались менее влиятельными на фоне напора фискальных идей Николая Яновича. При этом иные группы лоббистов застолбили себе преференции еще на этапе подготовки кодекса: недаром в него, например, вписаны льготы для строительства гостиниц и розничной торговли пивом и вином. Значит, учтены интересы кого-то из авторов кодекса.
Во-вторых, власть в стремлении осуществить классовую ломку самозанятого населения в духе жесткого либерализма все-таки слабо просчитала, как поведет себя та существенная часть населения, которая не уедет из страны, не уйдет в тень и не прейдет на общую систему. Таковых теперь будет более 1 миллиона человек, и эти люди уже потеряны для власти как электорат, причем во всех регионах страны. И именно эта часть будет готова к активным протестным действиям.
В-третьих, налицо неприкрытая попытка чиновничества увеличить армию своих кормильцев-взяткодателей за счет ушедших в тень былых малых и средних бизнесменов. Особенно это касается провинции, в которой все на виду, и где делать в качестве альтернативы просто нечего. Для провинциального владельца магазинчика самым радикальным способом остается пополнение рядов гастарбайтеров.
В-четвертых, рассуждения власти о том, что былой «минимизатор» пойдет работать на завод, с головой выдают не только классовую сущность истинных авторов кодекса - спайки большого бизнеса и чиновничества, но и их странное скудоумие. Стремление загнать всех на заводы бессмысленно по той элементарной причине, что армады новых безработных просто… некуда нанимать. Нынешняя власть мыслит категориями родного региона - промышленного юго-востока Украины, где имеются большие предприятия. Но в Украине есть и другие регионы, где промышленности особой нет, и былому мелкому бизнесмену, после закрытия своего дела, деваться некуда. Все, что существовало в советское время, разрушено и разворовано. Центральную и Западную Украину теперь прогнозируемо охватит еще большая безработица. И это властью просчитано как раз неплохо: именно из этих регионов, которые никогда не воспринимали «донецких» как своих, эмигрирует самое большое количество наиболее активных людей. Оставшихся будет контролировать проще, так как «соглашатели» будут думать только о выживании.
Налоговый кодекс спланирован с далеко идущими намерениями перекройки классовой и демографической карты страны. Уменьшить число активного населения в стране в целом, и запада и центра, в частности, максимально прикормить и расплодить лояльное к власти чиновничество, сделать налоговую милицию специальным карательным органом, которому на прокорм будет отдана целая прослойка населения – таковы лишь некоторые планы власти по упрочению своего режима. Она рассчитывает также отсрочить протестные акции и самоорганизацию среднего класса тем, что самые жесткие положения Налогового кодекса будут вводиться постепенно. За это время с лидерами первых предпринимательских протестов рассчитывают покончить, а новая поросль - от страха - может так и не появиться.



Источник: http://kontrakty.ua/
TUVvdlVtZE9ReXN3V1V4UmRHUkhRakJaVEZKcGVVUlJkamxIUVRCTVdGRjBUa012TUZsRVVYVk9Remt3VEdwUmRrNURkekJaVEZGMFpFTTNNRXhZVVhWVE9IWk1lUzlSYzJSRE5EQk1abEYyWkVNeE1GbEdPREJLTTFGelRrTTNNRXczVVhNNVF5c3dURXhTYVRsRE5VbE9Rell3VERkUmRFNURNVEJNY2xKbldIcFJkamxIUVRCTVdGRjBUa012TUZsRVVYVk9Remt3VEdwUmRrNURkekJaVEZGMFpFTTNNRXhuUFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх