EN|RU|UK
  209  1

 АНАТОЛИЙ КИНАХ: "ИСПЫТАНИЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ - ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ ДЕЛО, А ИСПЫТАНИЕ ВЛАСТЬЮ - НАМНОГО СЛОЖНЕЕ"

Первый вице-премьер Анатолий Кинах пришел в четвертый раз в стены Кабинета Министров, пережив несколько правительств. Но, судя по всему, именно сейчас ему труднее всего работать с экспериментальным политическим, часто не профессиональным, но высоконравств

Анатолию Кирилловичу пришлось доказывать своим коллегам, что политические обещания обещаниями, однако бюджет может идти не только на потребление, а на возрастание экономической мощи страны. И вот “бюджет проедания” принят, рисков для экономики от этого не уменьшилось, как и проблем у первого вице-премьера.


“Я надеюсь, что процент брака в первой кадровой волне будет минимальным”

Анатолий Кириллович, во время избирательной кампании вы ходили без галстука, демонстрируя, что вы открытый для народа человек. Сейчас образ чиновника и... галстук, для чего? Этого требует протокол?
Что касается работы в правительстве, то все должны понимать, и я часто напоминаю об этом своим соратникам, что испытание революцией - это очень сложное дело, а испытание властью - намного сложнее. Как говорят в народе, хочешь узнать, что за человек перед тобой, дай ему капельку власти, и все станет понятным. Речь идет о работе на уровне высшего государственного менеджмента, это правительство, где должны быть очень четкие, даже жесткие условия к организованности, ответственности, менеджменту, профессиональности, системности. Слово, сказанное на Майдане, и действие, сделанное в правительстве, имеют разные последствия. Цена неорганизованности, отсутствия концентрации действий, бессистемности, непрофессиональности власти является такой, что это ощущает весь украинский народ. Поэтому необходимо работать очень серьезно, имея в виду высокую профессиональность, системность и современный подход.

Конечно, вы не будете давать оценку каждому члену правительства, однако, уже сейчас много говорят, что в Кабинет Министров пришли люди, среди которых, к сожалению, не все являются профессионалами.
Это требования всего нашего общества, что Президент Ющенко будет формировать власть нового образца, власть более прозрачную, более профессиональную и, что очень важно, моральную.

Первые назначения являются политическими?
Речь идет о том, чтобы новая власть формировалась, в первую очередь, по перспективе профессионализма и в моральном плане, несмотря на политические взгляды. Это основа для формирования качественной власти. В правительство пришли много новых людей, большинство из которых имеют очень высокую моральную планку. Они прошли очень серьезные испытания, и я уверен, что в соответствующем отношении и постоянной работе над собой, самосовершенствовании, из них будут хорошие члены правительства. Я сам уже в четвертом правительстве и делаю все, чтобы мой опыт, знания, работа на таком высоком государственном уровне помогла моим соратникам - коллегам по правительству. И я буду делать все, чтобы это происходило в сжатые сроки, так как у нас есть целый комплекс нерешенных социально-экономических и общественно-политических проблем. Необходимо не только обеспечить качественное развитие экономики и возрастание уровня жизни граждан, нужно укреплять доверие людей к власти.

Нравственность и профессионализм – это не тождественные вещи...
Первая кадровая волна, безусловно, не может быть полностью оптимальной, однозначно, как на центральном, так и на высоком уровне. Так как есть вопросы и кадровые решения, опирающиеся не только на профессиональность, опыт, а и на политические обязательства, политическую целесообразность, лоббирование. Но я надеюсь, что процент брака в первой кадровой волне будет минимальным, поэтому сегодня по инициативе Президента мы начинаем очень серьезный мониторинг результатов деятельности как правительства, так и местных государственных администраций. Это будут четкие критерии, которые должны отображать не какие-то макрофинансовые проценты, а конкретные показатели эффективности деятельности власти: насколько увеличивается количество рабочих мест, реальная зарплата, реальная пенсия, как власть реагирует на обращения граждан, какие происходят изменения в физическом здоровье нашего общества, рождаются ли на этой территории дети... Целый ряд таких критериев, отображающих как раз качественные характеристики, связь между экономикой и условиями жизни людей, будут главными в оценке дееспособности всех, кто работает во власти, в данном случае в исполнительной власти, независимо от уровня и должностей.

Вы сказали, что была первая волна кадровых назначений, когда можно ожидать вторую волну?
Я думаю, что это будет происходить постоянно. Ведется мониторинг, мы будем это совершенствовать, чтобы оценка людей, качество профессионалов, их моральная планка ни от чего не зависели. Чтобы не лоббировать чьи-то персональные, политические и корпоративные интересы, нам необходимо выстроить такую кадровую политику, в основе которой будет подготовка современных менеджеров и объективные оценки их профессиональной деятельности. Именно это должно быть в основе любого кадрового решения.

Почему так долго в Кабмине не был избран министр Кабинета министров?
Я бы не сказал, что очень долго, искали человека опытного и с опытом.

Чья кандидатура кстати?
Я абсолютно не хочу воспринимать, когда речь идет о должности, чей это человек. Это государственная служба, ты пришел работать как государственный служащий.

Если в разговоре с министрами я буду спрашивать, чей это человек, это не правильно, так мы пойдем тем же путем и повторим все, что было раньше. Человек, который независимо от какой-то партии, фракции пошел в правительство, с момента назначения должен работать в интересах всего общества и государства, а не обслуживать интересы какой-то партии или фракции по принципу, что он чей-то человек. Это абсолютно неприемлемо.

Вклад вашей партии в избирательную кампанию Виктора Ющенко адекватный тем должностям, которые получила Партия промышленников и предпринимателей?
Когда мы объединяли усилия, еще в те месяцы я занял очень жесткую позицию, это была позиция моих соратников, когда мы четко сформулировали, что человек с криминальным прошлым не может быть Президентом в государстве. Для нас было главным не допустить ситуацию, когда в стране будет пролонгирована деятельность криминальной власти, и этот результат достигнут. Это самое главное для нас в сравнении с должностями, которые не являются для нас принципиальными. Мы сказали так: не допустим, чтобы в стране осталась криминальная власть, и тогда будет перспектива решать вопрос усовершенствования Конституции, и должности, и возможность задействовать свой интеллект, свой опыт перед обществом и государством. Для нас главное, чтобы сформировалась власть, работающая в интересах граждан.

Вас не обидело то, что социалисты получили намного больше должностей, хотя присоединились к коалиции победителей позднее, чем ваша партия?
У нас есть первый вице-премьер-министр, председатель Государственного комитета по предпринимательству, есть губернаторы, в том числе губернатор Сумской области, где родился наш Президент, ее возглавляет представитель Партии промышленников и предпринимателей, и это политическое и моральное доверие. Есть большое количество наших профессионалов на уровне заместителей министров, Госкомитетов, на уровне районных администраций, так что все нормально. Но речь идет о другом: я категорически был против таких квот, так как у нас есть общая задача – сформировать высококачественную, нравственно-профессиональную власть. Например, члены коалиции “Сила народа” предлагают Иваненко, Петренко, Сидоренко, мы выбираем из них лучшего и независимого и предлагаем его кандидатуру. Нам необходимо найти в первую очередь профессионала, поэтому я на всех этапах был категорически против разнообразных квот, так как речь идет об очень серьезной ответственности – формировать новую качественную власть.

“Мы входим в первую пятерку политических партий. Это 6,5%”

Президент Ющенко не назвал вашу партию в перечне тех, кого приглашают в блок пропрезидентских сил на парламентские выборы 2006 года. Почему так вышло?
Мы сегодня самодостаточная политическая и общественная сила, работаем в интересах общества и боремся, чтобы жить в честном, справедливом государстве.

Как показывает практика, быть самодостаточной силой недостаточно для того, чтобы самостоятельно преодолеть проходной барьер...
По последним рейтингам, мы входим в первую пятерку политических партий.

Сколько это процентов?
Это 6,5%.

То есть, вы надеетесь набрать на выборах 6,5%?
Я ведь не говорю вам об окончательной конфигурации. То, что сказал Президент, тоже еще далеко от окончательной конфигурации на выборах.

Вы сейчас проводите консультации о вхождении в блок?
Мы постоянно находимся в режиме консультаций и сотрудничества. Мы являемся самодостаточной силой, которая будет работать только с теми партнерами, которые будут вместе с нами бороться, чтобы Украина развивалась как новое современное демократическое государство.

Какой может быть конфигурация политических сил на парламентские выборы?
Вариантов очень много.

Назовите несколько...
Называть еще рановато.

Вы можете пойти на выборы с социалистами?
Я еще раз повторяю, об окончательной конфигурации я с вами поговорю через месяц-полтора, а возможно и позже.

Но если возникнет вопрос - идти в коалиции или с Юлией Тимошенко, или с Виктором Ющенко, каким будет ваш выбор?
Еще раз повторяю, без ограничений. Все, кто являются патриотами своего государства и хотят объединить с нами усилия ради формирования лучших условий жизни и развития Украины как демократического, современного, конкурентоспособного государства, являются нашими соратниками, независимо от названия партии и блока.


В свое время вас обвиняли в некоторых связях с СДПУ(о), потом якобы вы отошли от этих связей, дальше обвиняли, что вы имеете какие-то выходы на другие кланы, политические силы. Где гарантия, что Анатолий Кинах, придя в четвертый раз в Кабинет министров, не пойдет той же дорогой? Помните, как-то я вас спрашивал, можете ли вы пожертвовать своими амбициями для того, чтобы пришли сюда новые люди?
Да, безусловно, я готов пожертвовать своими амбициями, чтобы в Украине была сформирована новая качественная власть. Но по сути главной проблемой в правительстве было и остается само государство, которое, к сожалению, работало против своих граждан, государство в образе власти. Вот если мы изменим ситуацию с точки зрения нового качества власти, которая должна обслуживать по большому счету граждан, то можем надеяться на все остальное: на верховенство законов, на демократию и на современный уровень жизни. Это для меня принципиально. А относительно разнообразных вариантов сотрудничества с олигархами, то еще раз предлагаю привести хотя бы один пример за последние 15 лет, когда я принимал решение вопреки интересам общества или в интересах какого-либо политика, финансовых групп. Нет таких примеров, никто никогда не будет открывать ногой дверь в мой кабинет, и я горжусь этим. Я привык честно смотреть людям в глаза, и хочу, чтобы это был принцип государства, власть должна быть на равном расстоянии от бизнеса и формировать прозрачные условия конкуренции. А конкурентоспособность бизнесменов должна назначаться не доступом в кабинет, а на уровне маркетинга, менеджмента, качества товаров и услуг, умения конкурировать в реальных условиях. Этот принцип для меня является очень серьезным.

“Никаких списков предприятий нет”

То, что правительство составило или не составило список предприятий, попадающих под реприватизацию, по вашему, прибавило имидж новой власти в сфере бизнеса или наоборот?
Я вообще бы вычеркнул из нашей терминологии такие формулировки, как реприватизация и национализация. Это абсолютно не то, что мы делаем. Правительство, государство в целом должно защищать и законность, и интересы общества. И если предприятие приватизировано с нарушением законов, занижена его стоимость или инвесторы не выполняли свои обязательства, государство должно вмешиваться в рамках закона, не снижая уровня защиты прав собственника или безопасности бизнеса. Должна быть соблюдена законность и справедливость, и независимо от компаний, это постоянная функция государства как Украины, так и любого другого. Мы этим занимаемся, и будем делать все, чтобы каждый шаг в таком очень серьезном вопросе, как результаты приватизации, осуществлялся только по закону, только на равноправных условиях, только на защиту собственника. И никаких списков нет, это постоянная робота.

Сегодня это пугает тех собственников, которые знают, что нарушали закон. А тех инвесторов и бизнесменов (их большинство), которые работают прозрачно, не пугает, когда правительство борется за возможность всем работать в условиях равноправной и прозрачной экономики. Здесь цель правительства и системного бизнеса совпадает. Нужно формировать такую систему отношений власти и бизнеса в условиях рыночной конкуренции, защиты прав собственника и безопасности бизнеса, которые стыкуются между собою. Тогда будет эффективной и интеграция, и инвестиции, и сотрудничество, эти вопросы постоянно стоят в повестке дня, но это не краткосрочная кампания.

Вы можете подтвердить информацию о том, что в случае национализации или реприватизации “Криворожстали”, менеджеры, которых нанял Виктор Пинчук, останутся на своей работе, и что это является определенным компромиссом?
Во-первых, вопрос “Криворожстали” решается через Верховный Суд. Надеюсь, здесь сработает верховенство законов. Как скажет суд, так и будет. И если будет принято решение об отмене результатов конкурса, то безусловно мы будем искать оптимальные варианты. Для меня оптимальный вариант – это проведение повторного конкурса приватизации “Криворожстали”, прозрачно, с адекватной стартовой рыночной стоимостью этого объекта, и безусловно равным доступом инвесторов к участию в этом конкурсе, независимо от государства происхождения инвесторов.

Относительно “Укррудпрома”, там по сути не было конкурса, там была дешевая распродажа большинства предприятий на основе специального закона о приватизации, принятая соответствующими методами еще в те времена. Сейчас инициировано конституционное представление относительно соответствия или несоответствия приватизации “Укррудпрома” требованиям закона и Конституции. Как скажет Конституционный суд, так и будет дальше.

Какие еще предприятия?
Я пока что ограничусь этими

Вы говорите, что списка не существует, и в то же время называете предприятия...
Этот вопрос изучается, проводятся аудиты, делаются экспертные оценки, идет нормальная работа.

“Это не бюджет развития, это бюджет проедания”

Относительно внесения изменений в бюджет говорят, что не следует использовать средства от приватизации на фактическое проедание. Вы за то, чтобы средства, которые мы получаем от приватизационных процессов шли на предвыборные обещания, которые озвучивал Президент?
Я за то, чтобы мы максимально улучшили жизнь наших людей, так как жизнь бедных, пенсионеров, детей у нас очень трудная. Но я очень обеспокоен содержанием нового бюджета, принятого Верховной Радой. Это не бюджет развития, это бюджет проедания. К сожалению, мы в этом бюджете по сути действуем очень бессистемно и хаотически, без технико-экономических обоснований и прогнозов, без социально-экономических и политических последствий. Особенно, когда речь идет об инновационном развитии, этот бюджет его перечеркивает. Когда речь идет о необходимости повышения конкурентоспособности национальных производителей - это одна из главных функций каждого государства независимо от нации, эффективная защита внутреннего рынка... Существует проблематика, очень серьезная с точки зрения доверия к Украине как к государству, которое создает прозрачные правила игры. Когда в одностороннем порядке. по сути, ликвидируется очень серьезный закон о технологических фактах, разных экономических зонах, закон, направленный на развитие наукоемких сложных областей, это делается в одностороннем порядке со стороны государства. Я очень обеспокоен, что инвесторы могут сделать вывод, что государство непредсказуемо, изменяет правила игры, не выполняет свои обязательства. Поэтому нам очень важно сейчас качественно работать, сделать так, чтобы борьба с коррупцией, с теневой экономикой, с контрабандой ни в коем случае не ухудшала условия для тех, кто работает в секторе экономики.

Существует мнение, что этот бюджет можно выполнять 3-4 месяца, а дальше будет дефолт, обвал цен и т.д.
Да, есть проблемы и с точки зрения баланса макрофинансов, угрожающие инфляцией. Поэтому я официально озвучил на заседании Кабинета Министров при рассмотрении этого бюджета, что главная цель правительства, безусловно, жесткий подход к явлению коррупции, теневой экономики, но и баланс создания благоприятных условий для развития украинской национальной экономики, промышленности, предприятий. Нам необходимо создавать условия, в которых по закону работать будет легче, и для этого задействовать весь комплекс факторов: инвестиционные, инновационные, социальные и налоги. Нужно делать все, чтобы повысить конкурентоспособность украинской экономики, технологический и технический интерес к ней, модернизацию экономики и энергосбережения.

Тем более, что мы стремимся вступить во Всемирную организацию торговли, а каждое государство при этом старается обеспечить максимально возможный уровень конкурентоспособности своей экономики.

Вице-премьер Олег Рыбачук сказал, что Украина может до конца года вступить в ВТО. Какие основания дают нам право надеяться на это, если вы говорите, что есть проблемы с бюджетом, с инвестициями, и до конца года, возможно, будут проблемы с социальными выплатами?
Ни одна проблема не может быть решена, если она четко не сформулирована на высоком профессиональном системном уровне. Мы не можем закрывать глаза на наши показатели. Это как в медицине, будешь знать температуру, давление больного, и ты поставишь диагноз, сможешь его лечить, так и в системе социально-экономических выплат.

А вступление в ВТО для нас имеет принципиальное значение. Эта организация объединяет около 145 государств всего мира, вырабатывает 95% всего мирового производства. ВТО - это не самоцель, каждое условие вступления в эту организацию торговли должно быть оптимальным балансом с точки зрения наших национальных, экономических и политических приоритетов и международных правил торговли. Нужно бороться за каждое условие с точки зрения интересов национальной экономики, опираясь на здравый экономический патриотизм. Так как вступление в ВТО - это признак, что мы входим в зону более высоких рисков с точки зрения обострения конкуренции.

До конца года есть такая перспектива?
Есть перспектива, но в случае консолидации воли, ума и конструктивного ответственного взаимодействия правительства и парламента

“В Туркменистане мы не ставили задачи понижать цену на газ”

Анатолий Кириллович, некоторые политологи считают, что поездка Виктора Ющенко в Туркменистан была неудачной, так как не удалось снизить цену за газ. Почему так и не удалось договориться?
Первый визит Виктора Ющенко в Туркменистан имел целью главное – это создание условий для решения политических вопросов, личного контакта президентов, укрепления доверия между нами и Туркменистаном как стратегическим партнером.

Туркменистан является очень серьезным фактором энергетической безопасности государства Украина, которое в свою очередь на основе торговли с Туркменистаном обеспечивает ему минимум 35% поступлений в доходную часть бюджета. После России мы являемся главными партнерами Туркменистана в торгово-экономическом направлении сотрудничества.

Поездка была удачной, визит был абсолютно откровенный и прошел в конструктивной атмосфере. Межличностные контакты двух президентов были удачными, было взаимное доверие и симпатии между главами двух стран. Более того, решены очень серьезные политические вопросы. Они подтвердили свою заинтересованность в участии в газовом альянсе, для того чтобы объединить усилия государств-поставщиков – Туркменистана, России, Украины, Узбекистана, кстати, Европы как потребителя, и пошли уже конкретные переговорные процессы. Эта тема будет рассмотрена в многостороннем варианте встреч.

Но ведь о ценах на газ тоже шла речь?
Мы не ставили задачи понижать цену на газ. Безусловно, мы об этом разговаривали, об оптимальной цене и платежеспособности украинской экономики и украинских потребителей. Цена за газ остается на уровне $58 - это нормальный уровень с точки зрения мировых цен. Мы и в дальнейшем будем работать согласованно, более того, мы договорились о повышении объемов инвестиционных проектов. Сегодня организовывают свою работу в Туркменистане сильные украинские предприятия строительного, машиностроительного комплекса, это также пойдет зачтется в расчете за природный газ. То есть шла нормальная конструктивная работа, и в мае в Киеве состоится заседание на уровне межправительственных комиссий, где будем искать оптимальный вариант стратегических отношений с Туркменистаном.

Существует мнение, что без России будет очень сложно договориться с Туркменистаном ?
Безусловно, через территорию России идут транзитные пути доставки природного газа из Туркменистана в Украину, это реально и нужно искать баланс интересов. Та же Украина и Туркменистан, и Россия. То есть, эти переговоры будут происходить и на многостороннем уровне.

На выборах вы заявляли, что являетесь “третьей силой”. Не считаете ли вы, что Василий Гаврилюк присвоил себе ваш бренд, создав партию “Третья сила”?
Эти карманные партии... Я знаю и уважаю Василия Гаврилюка, но это суета. Партию нужно создавать годами, постоянно работать, так как доверие людей - это очень серьезно, это высочайшая должность и ответственность.
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх