EN|RU|UK
  761  1

 ОПЛЕУХА ПУТИНСКОЙ РОССИИ

Украина и Польша договорились о достройке нефтепровода Одесса – Броды до Гданьска. А ранее украинский премьер Юлия Тимошенко условилась с Грузией об увеличении поставок нефти. Украина пытается уменьшить зависимость от российского сырья, но, по мнению и ро

Руководство Украины делает все, чтобы, как и обещал в предвыборной программе президент Виктор Ющенко, страна начала превращаться в «крупнейшую транзитную державу Европы». Прошедшая неделя была богата шагами, сделанными в этом направлении.

В понедельник премьр-министр Укранины Юлия Тимошенко договорилась со своим грузинским коллегой Зурабом Ногаидели о сотрудничестве в использовании нефтепровода Одесса – Броды в аверсном (прямом) направлении.
Основное препятствие использования нефтепровода в аверсном направлении – это нехватка сырья.

Грузия пообещала Украине подумать над увеличением поставок нефти по нефтепроводу Баку – Супса на 1–2 млн тонн в год. Эту нефть в дальнейшем планируется направлять по Одесса – Броды для дальнейшей транспортировки в Европу.

В среду отличился уже украинский президент Виктор Ющенко – заявил, что Украина готова транспортировать в Европу иракскую нефть. Большинство экспертов отметили, что это заявление не имеет отношение к экономике, поскольку такой транзит маловероятен и экономически бессмыслен. Зато политику нового украинского руководства оно отражало однозначно.

В пятницу произошло событие посерьезней. В ходе встречи с польским премьером Мареком Белькой Юлия Тимошенко договорилась о достройке Одесса – Броды до польского Гданьска через Плоцк для последующей транспортировки каспийской нефти в Европу через свои страны. По словам Тимошенко, «на Украине уже ничто не мешает проекту транспортировки нефти через Украину и Польшу в Европу». А председатель польского правительства отметил, что программа «Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск» очень интересует Польшу.
По экспертным оценкам, для выхода из реверса и продления трубы Одесса – Броды в европейском направлении на Гданьск через Плоцк понадобится около 3 лет и $500 млн инвестиций.
Власти Укранины надеются, что этот проект не только сократит зависимость Украины от российских энергоносителей, но и увеличит приток нефтедолларов.

Эксперты – как украинские, так и российские – в этом сомневаются. Андрей Гостик из украинской компании «Конкорд-Капитал» считает, что в действиях украинского руководства больше политики, чем экономики. «Хотя трубопровод Одесса – Броды выгоден в реверсном режиме только в краткосрочном перспективе, вопрос экономической выгоды аверса остается открытым, так как непонятно, сколько в нем будет нефти, – пояснил аналитик «Газете.Ru». – К тому же неизвестно, насколько эта нефть будет востребована – есть мнение, что из Европы так и не поступило еще ни одного заказа».
Комментируя возможное снижение зависимости Украины от российского сырья, Гостик заявил, что степень этой зависимости не изменится, так как нефть все равно пойдет через Украину транзитом.

«Вопрос эксплуатации Одесса – Броды – сугубо политический. Сейчас Украина предпочитает показывать свою лояльность Европе и вести дела с ней. В данном случае Украине важнее политическая выгода, она превышает сомнения в экономической выгоде этого проекта», – повторили «Газете.Ru» в другой украинской компании. Там считают, что подписание договора совершенно не означает немедленного начала строительства – на это могут уйти годы.

Судьба контракта ТНК-ВР, которая сейчас качает нефть в реверсном направлении по Одесса – Броды, спорна.
Формально достройка трубопровода до Гданьска не означает отмену нынешнего реверса.

Как пояснил «Газете.Ru» начальник аналитического отдела «Велес-Капитал» Михаил Зак, технические возможности для этого имеются. Тем не менее по политическим мотивам компанию все-таки могут попросить освободить трубопровод.

«Формальную причину для разрыва контракта будет найти несложно, его, например, модно признать национально невыгодным. Заявить, что предыдущая власть действовала не в национальных интересах», – пояснили «Газете.Ru» в «Онлайн-Капитал».

В самом ТНК-ВР комментарий в пятницу получить не удалось.

Российские аналитики считают, что телодвижения украинских властей следует принимать «без истерики». «Российские интересы ущемляются незначительно – только в том, что касается компании ТНК-ВР. Что же касается экспорта российской нефти в целом, то здесь мы ничего не теряем. И даже, наоборот, получаем в перспективе более выгодный путь транспортировки каспийской нефти, добываемой «ЛУКойлом», – сказал «Газете.Ru» Лев Сныков из «Совлинка».

«В любом случае загружать нефтепровод Украине придется российской нефтью», – отмечает Михаил Зак.

Гендиректор группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин полагает, что на Украине все это понимают. «Украинские власти скорее пытаются нанести России символический удар. Это удар по самолюбию российских властей, оплеуха путинской России», – считает политолог.
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх