EN|RU|UK
 Фоторепортаж
  20417  66

 "Русофоб. НАТОвский пропагандист. Очень грамотный. Убрать из Донецка!": как оккупанты фильтруют журналистов. ФОТОрепортаж

Электронная переписка "сотрудницы" "Министерства информации "ДНР" Татьяны Егоровой свидетельствует о том, как на оккупированных территориях украинского Донбасса боевики фильтруют желающих там работать журналистов.

Об этом говорится в материале Радио "Свобода", подготовленном при содействии InformNapalm, передает Цензор.НЕТ.

В августе 2015 года была разработана целая система, управлявшаяся из Москвы. Сейчас ее разработчики просят у главарей "ДНР" денег для того, чтобы продолжить работу уже непосредственно на подконтрольной сепаратистам территории. Есть в письмах Егоровой и другие интересные документы - например о том, как украинского журналиста отправили "на подвал" за "визитку Яроша", - говорится в публикации.

В июне 2015 года журналист российской "Новой газеты" Павел Каныгин был задержан в Донецке, избит и выдворен с оккупирыванной российскими боевиками территории. Позже Каныгин рассказывал, как незадолго до этого безуспешно пытался получить аккредитацию для работы в "ДНР" в так называемом "Министерстве информации" республики, у его сотрудницы Татьяной Егоровой. 3 августа 2016 года, спустя год и два месяца после истории с избиением и выдворением Каныгина, в твиттер-аккаунте Егоровой появился такой твит:

сми пропаганда переписка егорова муравьев


В файле (по ссылке из твиттера сейчас недоступен, копию предоставили в распоряжение Радио Свобода активисты международного сообщества расследователей InformNapalm. - ред.) содержится электронная переписка Егоровой за 2015-2016 годы. Скорее всего, твиттер Егоровой был взломан, как и ее почтовый ящик. Письма, которые неизвестные хакеры опубликовали и передали украинским СМИ, проливают свет на механизм фильтрации журналистов, которым главари "ДНР" разрешали или запрещали освещать события в "народной республике". В частности, в переписке есть excel-файл, целиком посвященный сотрудникам иностранных изданий и телеканалов.

Это не первый взлом электронной почты сотрудников так называемого Министерства информации "ДНР". Весной этого года украинский сайт "Миротворец", фиксирующий по данным в социальных сетях людей, воюющих в рядах "ДНР" и "ЛНР" или сотрудничающих с боевиками, опубликовал списки журналистов, аккредитованных в "ДНР". Эта публикация вызвала бурю негодования у фигурантов списка и волну острых дискуссий в социальных сетях. Многие сочли, что аккредитация у властей непризнанного государства является вполне обычной и допустимой практикой. После скандала "Миротворец" объявил о своем закрытии, однако потом создатели сайта передумали.

"Получить аккредитацию (у боевиков - ред.) крайне сложно - не только журналистам российских оппозиционных изданий, таких как "Новая газета", но и иностранным корреспондентам - если только они не представляют радикальные правые европейские СМИ, сочувствующие сепаратистам", - отмечают авторы материала.

В файле из опубликованных "писем Егоровой" симпатизанты "ДНР" помечены зеленым цветом. В их числе, например, немецкий фотограф и журналист Мебиус Мирко (псевдоним - Марк Бартоломай ), открыто симпатизирующий сепаратистам и даже снявший фильм с говорящим названием "Украинская агония". Напротив его фамилии крупными буквами написано "GOOD FRIEND" - "хороший друг":

сми пропаганда переписка егорова муравьев


Читайте также: Российский журналист Каныгин подтвердил достоверность его переписки с сотрудницей "МГБ ДНР"

Впрочем, таких, как Мирко, в этой базе меньшинство. В основном таблица раскрашена в красный и желтый цвета. Красный - это журналисты, которых ни в коем случае нельзя допускать на оккупированную территорию, а если они уже там оказались, их нужно оттуда немедленно "убрать". Желтый - те, уместность допуска которых на оккупированную территорию пока под вопросом.

Формулировки безапелляционны. "Русофобы, работают четко на ВСУ, убрать из Донецка срочно". "Работает на ВСУ и АТО, срочно убрать из Донецка". "Работает на Украинские СМИ". Напротив фамилии корреспондента агентства Associated Press чуть более развернутый комментарий: "НАТОвский пропагандист. Очень грамотный. Рейтерс и АП (Associated Press - ред.) - основные идеологические враги России в информационной войне". В отдельном столбце - ссылки на материалы, которые должны подтвердить эти оценки.

сми пропаганда переписка егорова муравьев

При этом с допуском журналистов австралийского телеканала ABC сепаратисты готовы "поэкспериментировать", хотя и называют канал "русофобским":

сми пропаганда переписка егорова муравьев


Смотрите также: Переписка украинских телеканалов с "ДНР": "17 канал" согласовывал с боевиками манифест за "мир на Донбассе". ДОКУМЕНТ

Напротив некоторых фамилий (как в верхней строчке на фото выше) стоит пометка - "попросите его показать свои статьи". Напротив других, например корреспондента итальянской газеты La Repubblica, пометка "есть риск" и пояснение: мол, запрашивающий аккредитацию журналист делал интервью с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым. В числе известных западных журналистов, которым категорически запрещено появляться в Донецке, - Оливер Кэррол (в то время - сотрудник британской The Independent), Роланд Олифант (Daily Telegraph), Анна Немцова (The Daily Beast). Все они не раз делали репортажи из Донецка с самого начала событий "русской весны" 2014 года - захвата административных зданий боевиками и сепаратистами. В "черных списках" фигурируют также представители таких СМИ, как Reuters, BBC, Al Jazeera.

Все это, как следует из другого обнаруженного в почте письма, результат работы "Системы мониторинга СМИ и журналистов в "ДНР". Система базировалась в Москве на базе англоязычного "Информационного агентства DONi" (Donbass International News Agency). Система была запущена в августе 2015 года, но теперь главари "ДНР" отказываются дальше финансировать ее работу.

В письме от 5 июля 2016 года директор агентства, финский журналист Янус Путконен (российские СМИ называют его "западным журналистом-энтузиастом, пытающемся прорвать информблокаду вокруг "ДНР" и "ЛНР") пишет Егоровой (с копиями в "МГБ ДНР" и "Администрацию "ДНР"):

"Мы вынуждены сообщить службе национальной безопасности ДНР (МГБ), государственному управлению и пресс-центру Донецкой Народной Республики, что Система информационной защиты, которой управляет Информационное агентство Донбасса DONi для предоставления надежных услуг по аккредитации иностранных журналистов, закрыта и находится в режиме ожидания с 1.7.2016. Причиной закрытия системных служб послужила долговременная неуверенность в продолжении деятельности Информационного агентства и Международного пресс-центра Донбасса DONi. DONi Group несколько месяцев ожидала подтверждения наличия официальной поддержки и фактического решения о продолжении государственного партнерства в качестве официального канала средств массовой информации ДНР. Принятие необходимых решений находится в руках А. Захарченко, Главы Народной Республики".

сми пропаганда переписка егорова муравьев

Янус Путконен (слева) и "заместитель командующего оперативным командованием ДНР" Эдуард Басурин

Смотрите также: Переписка украинских телеканалов с "ДНР": Выдворенный СБУ из Украины российский пропагандист Муравьев согласовывал с террористами показанный в эфире "Интера" сюжет о ДАП. ВИДЕО+ДОКУМЕНТ

Путконен отчитывается о проделанной работе и доказывает незаменимость "системы" для руководства сепаратистов:

"Система DONi служила Донецкой Народной Республике с момента своего основания в августе 2015, и была нацелена на работу при взаимодействии с высокопоставленными лицами ДНР. Точность предложений по выдаче аккредитаций от системы была очень надежна без каких-либо сбоев, неудач или утечек информации в период обслуживания интересов ДНР. DONi ни разу не было обвинено в предоставлении высокопоставленным лицам ДНР ложной, предубежденной или необоснованной информации об аккредитации. Вся информация предоставлялась через несколько часов или максимум в течение суток".

Абзац, посвященный налаживанию сотрудничества с "нужными" и "правильными" журналистами и СМИ:

"Практически ежедневно выдвигались объективные предложения для возможного сотрудничества с иностранными источниками СМИ и журналистами в тесном взаимодействии с МГБ, Министерством обороны, Донецким Пресс-центром, а также с администрацией или другими министерствами ДНР, а также отдельными официальными высокопоставленными лицами. Вся обработанная информация, прошедшая через систему, является вопросом национальной безопасности и проходит под грифом совершенно секретно. Послужные списки некоторых иностранных журналистов изучались также в рамках непосредственно военных нужд ДНР".

Ну а в итоге Путконен просит денег - агентство DONi ради этого готово сменить московскую прописку на донецкую и сократить расходы:

"Условия, необходимые для продолжения работы:

• Система информационной защиты DONi базировалась в Москве, откуда и осуществлялась поддержка базы данных и обработка информации. Система может продолжить функционировать в той же форме, как и с момента основания и начала своего развития около года назад, но для поддержки функционала ежемесячно требуются 50 000 рублей, который предназначены, главным образом, для заработной платы системного оператора. (45 000 зарплата + 5 000 затраты на содержание системы)

• Система защиты может быть перемещена в столицу ДНР город Донецк под непосредственное руководство директора DONi в его офис, что поможет снизить расходы на ежемесячную заработную плату оператора базы данных приблизительно до 30 000, но в таком случае возвращение системы к полному функционированию займет около месяца. (15 000 зарплата + 5 000 затраты на содержание)

• Информационное агентство DONi готово продолжить нести обязанности по выполнению задач в рамках информационной защиты, но после года частного финансирования, столкнувшись с несколькими неудачами в развитии агентства и спустя несколько месяцев огромной неуверенности в получении государственной поддержки, формат и функционирование концепта Системы информационной защиты должны быть снова пересмотрены в процессе переговоров".

сми пропаганда переписка егорова муравьев

Если верить письмам из почтового ящика Татьяны Егоровой, финансирование системы фильтрации иностранных журналистов осуществлялось с личной санкции главаря боевиков "ДНР" А. Захарченко.

Смотрите также: "Интер" выполнял заказ Кремля по информационному уничтожению Турчинова, Яценюка и Авакова, - глава МВД. ФОТО

Выложенная в сеть переписка Татьяны Егоровой содержит тысячи писем - они посвящены не только аккредитации журналистов, но и помощи в попадании на оккупированную территорию иностранных "активистов", поддерживающих "народные республики". В письмах - десятки копий паспортов граждан Италии, Франции, Финляндии и других стран и обсуждение того, как лучше организовать их приезд (как правило - через территорию России, на автобусах из Москвы). Но все-таки большинство писем посвящены работе СМИ.

В одном из них, например, говорится о том, что в селе Зайцево (одна из самых горячих точек на линии соприкосновения между пророссийскими боевиками и украинской армией; сейчас село - под формальным контролем ВСУ. - ред.) замечена журналистка французского телеканала France 24 - она якобы "задавала проукропские вопросы" главарю одной из группировок сепаратистов.

Другое письмо рассказывает о том, как украинского журналиста и блогера Назария Наджогу отправили в "фильтрационный пункт "МГБ "ДНР" за то, что в его сумке для ноутбука нашли "визитку Яроша". Это словосочетание стало интернет-мемом весной 2014 года, когда российские СМИ после одной из перестрелок в районе тогда еще занятого боевиками Славянска сообщили о том, что на месте событий была найдена визитная карточка лидера "Правого сектора" и "американские доллары". "С тех пор производство сувенирных "визиток Яроша" было поставлено на поток, магнитики в виде этой визитки можно купить на любом сувенирном развале в Киеве. Сложно сказать, сувенир ли был в сумке у украинского журналиста, задержанного на одном из блокпостов боевиков, но обнаружение визитки стало для него причиной серьезных неприятностей:

"Утром 10 мая 2015 года при проведении досмотра личных вещей Наджоги Н.М. сотрудниками пограничной службы МГБ ДНР в кармане сумки для транспортировки личного ноутбука обнаружена визитная карточка на имя Яроша Дмитрия Анатольевича, который является лидером неформальной правоэкстремистской группировки "Правый сектор" с указанными номерами областной ячейки данной организации в городе Тернополе, в результате чего указанное лицо задержано и доставлено в Пункт фильтрации МГБ ДНР в городе Донецк".

Для Наджоги эта история закончилась благополучно. Из письма следует, что с ним "был налажен психологический контакт", после чего журналисту было рекомендовано выдать аккредитацию, но при этом держать его под пристальным контролем. В Украине же в связи с публикацией "писем Егоровой" больше обсуждают не проблемы иностранных корреспондентов, а телеканал "Интер". В одном из писем некий Леонид Муравьев оправдывается перед Егоровой за слово "террористы", употребленное в одном из репортажей журналистом "Интера" Романом Бочкалой в адрес сепаратистов, и заверяет ее, что Бочкала за это слово был "адски наказан".

Читайте также: Журналист Бочкала уволился с "Интера" после скандала с обнародованием переписки сотрудников канала с террористами "ДНР"

Сам Бочкала уже заявил, что никаких наказаний в его адрес руководство телеканала не применяло, и вспомнил, что одно время на "Интере" действительно появлялся человек с фамилией "Муравьев" - Бочкала намекает, что он мог быть куратором, которого под видом стажера пытались внедрить для работы на телеканале российские спецслужбы. Муравьев фигурировал в украинском медипространстве как загадочный "редактор" одной из программ "Интера", однако в марте 2015 года руководство телеканала опровергло эту информацию. Официально известно лишь то, что той же весной Леонид Муравьев был выдворен из Украины сотрудниками СБУ "за пропагандистские материалы о конфликте на Донбассе", въезд на Украину ему запрещен на ближайшие 5 лет", - напоминает Радио "Свобода".
TUVvM1VYVjBRell3V1ZCUmRqbEROREJaUkZGMmRFTjVNRXhFVVhaa1F6a3dXWFpSZEZORVVtZDBRekV3V1VSU1owNUROREJaVEZGMmRFZEJNRXhxVVhWRFFYUkpUa05oTUZsRVVtazVRemhKVGtNMFNVNURWVEJNTjFGMlpFTjRNRXhFVW1ka1IwSk1lVGgyVERsRGVEQk1OMUYwWkVONU1FeHFVWFZ1ZWxGMGRFZEVNRmxFVVhaa1EzY3dUSFpSZFU1SFFqQlpURkYxVGtNMk1FeENPREJMU0ZGdVRrTlo=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх