EN|RU|UK
 Политика Украины, Фоторепортаж
  13264  77

 Одни не покупают российскую жвачку, другие хотят жечь российские банки, - организаторы львовского "Экономического бойкотного движения". ФОТО

Журналисты выяснили, как зарождалось и развивалось движение за бойкот российских товаров.

Львовское "Экономическое бойкотное движение" (ЛЭБД), которое начиналось в конце 2013 года из локальной инициативы против товаров и фирм, владельцами которых тогда были "регионалы", со временем перерос своих основателей, заменив главный объект бойкота и повлиял на поведение тысяч людей, которые в супермаркетах откладывают в сторону определенные марки чипсов или шампуней со словами "Да это же российское". Это тот случай, когда самих активистов знают гораздо меньше, чем их идеи. Только летом 2015 львовские бойкотирующие наконец зарегистрировали общественную организацию, в которую на момент регистрации официально вошли только четыре человека: журналист Олег Радик, режиссер театра Галина Мороз, врач-стоматолог Наталья Яцишин и аспирантка-биотехнолог Илона Карпенко. Сами активисты говорят, что на самом деле могут собрать до ста членов организации, однако не видят необходимости оформлять членство всех сторонников официально. ZAXID.NET пообщался со всеми четырьмя учредителями ГО, насчитал три поколения активистов и выяснил, чем жило львовское бойкотное движение раньше, чем живет сейчас и где берет средства на свое существование, передает Цензор.НЕТ.

В декабре 2013 года, когда в Киеве появился евромайдан, совершенно разные и до того не знакомые между собой львовяне, которые по тем или иным причинам не могли быть в столице, решили не сидеть дома и бороться против тогдашних "властителей" Украины - Партии регионов. На первую акцию - пикет строительного супермаркета "Эпицентр", который принадлежал нардепу-"регионалу" Александру Гереге, - вышли несколько таких неравнодушных львовян.

Тогдашний бойкот "регионалов" от нынешнего бойкота российских товаров отличается не только изменением объекта воздействия, но и "кадровым составом" инициативы: из первых участников в строю остались единицы, на их место пришли новые активисты.

Смотрите также на "Цензор.НЕТ": В Трускавце из-за выступления Данильца и Моисеенко на росТВ отменен концерт "Кроликов". ВИДЕО

Галина Мороз, известная в соцсетях и в среде самих активистов под псевдонимом Соля Чамбамбина, была одной из первых бойкотчиц и не прекратила активного участия в движении до сих пор.

бойкот российских товаров

Галина Мороз

Из нынешних лиц ЛЮБД стоял у истоков инициативы и координатор движения Олег Радик, впрочем, первым все же был не он. Сам Олег вспоминает, что попал в число бойкотирующих благодаря тогдашним активистам Андрею Стрехалюку и Николаю Глебовичу и их сообщениям в Facebook, а первой уличной акцией, в которой он лично принял участие, был бойкот строительного супермаркета "Новая линия".

Радик утверждает, что среди бойкотирующих тогда были даже иностранцы.

"Был у нас какой-то американец индийского происхождения, ничего не понимал на украинском. Однако он стоял и раздавал листовки, которые мы печатали. 90% людей, которые там были, я больше в жизни не видел, разве на Facebook", - рассказывает он.

бойкот российских товаров

Одна из первых акций бойкота (фото из архива активистов)

Одним из самых известных медийных лиц так называемой "первой генерации" бойкотного движения был известный блогер и преподаватель Украинского католического университета Отар Довженко, который со временем отошел от движения. Однако и он не может четко определить, кто координировал бойкот в начале его деятельности.

"Бойкотная инициатива как отдельная самоорганизующаяся среда возникла в начале января 2014 года. Там не было понятия координатора, мы все считались сокоординаторами. То есть мы были, условно говоря, равными", - рассказывает Отар.

Свой дальнейший отход от бойкота Довженко объясняет усталостью от активных действий и нежеланием поддерживать Олега Радика, который осенью 2014 баллотировался на выборах в Верховную Раду. Активист вменяет бойкотному движению как сообществу людей чрезмерную политизацию, однако утверждает, что сами принципы отказа от российских и "регионаловских" товаров поддерживает и в дальнейшем.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Бойкот украинцами российских товаров обойдется бизнесменам РФ в $ 2 млрд

Радик не отрицает предположение об использовании репутации бойкотного движения для собственной пиар-кампании, но уверяет, что наоборот - воспользовался избирательной кампанией для популяризации движения. Правда, получил скромный результат - чуть больше 2% голосов избирателей.

Радик рассказывает, что уже после жертв на Майдане большинство "героев" их акций ушли из Партии регионов и активисты переключили свое внимание на товары из России, которая начала агрессию в Крыму.

Тогда появилась "вторая генерация" бойкотирующих, с которой себя отождествляет Наталья Яцишин, которая сейчас является одним из главных лиц бойкота, инициатор большинства мероприятий.

бойкот российских товаров

Наталья Яцишин

"Сначала я бойкотировала самостоятельно. Я разносила листовки с призывом к бойкоту, распространяла их через родных и знакомых, расклеивала по подъездам. Когда участники бойкота высаживали цветы и установили крест возле рынка "Южный", я присоединилась к ним, чтобы убирать парк и ухаживать за цветником. После того участвовала во всех последующих акциях", - рассказывает она.

С тех пор как основной акцент бойкотного движения сместился с "регионалов" на российские товары, акции протеста становились все более театрализованными и все менее понятными для случайных свидетелей действа.

Активисты имитировали "освящение" "Сбербанка России", во время которого "святая вода" превращалась в "кровь", запускали мышей в супермаркет "Арсен", выливали "российскую водку" в канализацию, ходили по городу в костюмах ангелов и чертей, жгли файеры под стенами "Альфа-банка", носили по площади Рынок "блины" на лопатах и надевали "ватники" и кокошники.

Во время одной из таких акций, когда активисты обвешивали российский банк женским бельем из секонд-хенда, к инициативе присоединилась самая яркая представительница "третьего поколения" бойкота - Илона Карпенко.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Климкин объявил бойкот российской пропаганде

"Следила за бойкотным движением давно, но присоединилась во время акции с бельем, которая состоялась 7 августа прошлого года", - рассказывает девушка и добавляет, что была шокирована непониманием акции со стороны некоторых львовян. Однако теперь, утверждает Илона, она получает от каждой акции удовольствие, а к критике привыкла.

Самым болезненным для самих бойкотирующих стал протест активистов против проведения во Львове международного джазового фестиваля, главным организатором которого является "Альфа-банк" российского бизнесмена Михаила Фридмана.

Несмотря на то, что сам олигарх является выходцем со Львовщины, а банк убеждает, что является международной структурой, и к России практически не имеет отношения, бойкотирующие непреклонны: "Альфа-банк" российский и ему во Львове не место.
Мысли львовян по Alfa Jazz Fest различаются и порой кардинально. Одни считают, что джаз "вне политики", а фестиваль уже стал чуть ли не главным событием года во Львове, поэтому любые протесты против него не одобряют.

Другие соглашаются на компромиссы: организаторы не рекламируют банк и другие продукты "Альфа-групп" во время фестиваля, а активисты не мешают меломанам слушать мировых звезд. К таким, например, относится и уже бывший активист движения Отар Довженко. В частности, в прошлом году он на акцию против "Альфа-джаза" не выходил, а во время фестиваля призвал организаторов отказаться от рекламы.

"Я по Alfa Jazz Fest высказывал свою позицию. Предложение, которое я озвучил, - фестиваль без рекламы - было компромиссным. Его приняли организаторы, но они, конечно, нас обманули, то есть реклама была. Но с другой стороны - рекламы было намного меньше, чем в прошлом году ", - говорит он.

Активисты нынешние обвиняют тех, кто соглашается на компромиссы, в коллаборационизме, и стоят на своем: джаз во Львове быть может, а вот "Альфа-джаз" - нет.

Смотрите также на "Цензор.НЕТ": "Не годуй окупанта! Забери свої гроші, поки не пізно!", - украинцев призывают бойкотировать Сбербанк РФ. ФОТО

бойкот российских товаров

Бойокотирующие "отпугивали" львовян от "Альфа-джаза" "матрешкой" и блинами на лопате

"Это пропаганда российского бизнеса. Это фестиваль на крови. Джазовых фестивалей есть море. Мы не против джаза, но наше требование - чтобы не проводилось ни одно российское мероприятие. Это не личная война с "Альфа-банком". Российский бизнес должен уйти из Украины", - отмечает Олег Радик.

Он добавляет, что предлагал организаторам убрать слово "Альфа" из названия фестиваля, однако они на такое предложение не согласились.

Галина Мороз называет акции против "Альфа-джаза" в 2014 году самыми сложными за всю историю бойкота - немало знакомых не понимали и откровенно не поддерживали взгляды девушки на джазовый фестиваль.

Несмотря на противоречивое отношение к отдельным акциям, львовяне в основном соглашаются с необходимостью отказаться от российских товаров. Так, по данным опроса, проведенного весной 2015 году компанией TNS, 71% жителей Западной Украины поддерживают бойкот российской продукции. Цифры довольно впечатляющие, особенно если учитывать тот факт, что костяком львовского экономического бойкотного движения сейчас является не более 10 активистов, которые, очевидно, смогли распространить свои идеи "в массы".

Основными причинами популярности идей бойкота сами активисты считают возможность общаться в соцсетях и поддержку со стороны львовских СМИ.

"Нам очень сильно помогают СМИ, которые освещают наши акции, пишут о нас материалы. Соответственно, люди читают в печатных и интернет-изданиях, смотрят по телеканалам, и многие после этого приходит на акции", - говорит Наталья Яцишин.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": В Госкомтелерадио призвали СМИ бойкотировать "апологетов кровавого режима Путина" - Кобзона, Охлобыстина и Задорнова

Галина Мороз отмечает, что интернет для бойкотирующих - это основное средство коммуникации. "Конечно, журналисты распространяют информацию о нас для тех людей, которые не в соцсетях. Но активная часть нашего общества - это Facebook", - отмечает она.

Интересно, что в течение определенного времени активисты пытались внедрять свои идеи даже в российской соцсети "ВКонтакте".

"Мы когда-то немного делали "экспансию" на восток, поэтому я и зарегистрировался в "ВКонтакте". Там есть большие националистические группы, там сидит молодежь, как это ни прискорбно. Да, я против "ВКонтакте", "Мейл.ру" и подобных ресурсов, но если большинство людей там сидит, надо как-то к ним достучаться, ударить врага на его территории", - объясняет Олег Радик и добавляет, что сейчас бойкотирующие работают через Facebook.

В Facebook у бойкотирующих есть группа с более семи тысячами участников со старым названием - "Экономический бойкот "регионалов". Львов". И причина здесь не в верности традиции. "Группу переименовать нельзя. По правилам Facebook, группа не подлежит переименованию после того, как соберет определенное количество участников", - отмечает Олег Радик и жалуется, что старое название группы ее популяризации сейчас только мешает.

Кроме активной кампании в СМИ и соцсетях, причиной успешного продвижения своих идей бойкотирующие считают и то, что они попали на волну общественной активности.

"Нам было легко. Наша деятельность началась на пике общественной активности, когда она была нужна. Мы ответили на запрос. Люди хотели что-то делать и им дали предложение, что делать. На наши первые акции приходило до ста человек - это много", - отмечает Галина Мороз.

Кроме того, бойкот имеет собственный флаг, почтовые марки, футболки и своеобразный неофициальный логотип - "бойкотика".

Именно популярность идей бойкота среди львовян активисты считают своим достижением. "Самое большое достижение - то, что о нас знают и в Украине, и за ее пределами. Не про нас лично, а о такой общественной активности", - отмечает Наталья Яцишин.

Результаты бойкота более конкретные и такие, на которые можно было бы показать и сказать "Смотрите, это мы сделали", у бойкотирующих тоже есть, хотя их и не так много.

Так, в июле прошлого года Львовский горсовет обязал торговые заведения города маркировать товары, произведенные в России. Насколько важной была роль в принятии этого решения активистов экономического бойкота, сказать сложно. Однако они сами утверждают, что к делу приобщились. "Постановление ЛГС об обязательной маркировке российских товаров - это все благодаря уговорам, договоренностям, объяснениям. Мы принимали в этом самое активное участие, давили, пока это не произошло", - говорит Галина Мороз.

Еще одна заслуга, которую могут записать на свой счет активисты - появление на полках супермаркетов и магазинов европейских аналогов тех товаров, которые ранее в Украине завозились только из РФ. Среди них - шоколадные батончики, чипсы, жвачки, средства гигиены и т.п. "Все говорили о российских "сникерсах". И когда наконец у нас появились "сникерсы" из Нидерландов и Польши, это было конкретным результатом", - приводит пример Галина.

Сами же активисты утверждают, что российские товары стараются не покупать вообще, а если их совсем нечем заменить, сводят потребление до минимума.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": В Николаеве горсовет обязал все магазины маркировать российские товары

Впрочем, в некоторых случаях, считают активисты, приобретение товаров из РФ таки можно оправдать. "Есть российские лекарства или предметы первой необходимости, без которых невозможно обойтись, но это вопрос времени. Думаю, что со временем появятся заменители, и мы откажемся и от того, и от другого", - отмечает Наталья Яцишин.

Тем же людям, которые обвиняют активистов, в том, что бойкот мелкой продукции неэффективен, когда Украина покупает энергоресурсы в РФ, Илона Карпенко советует начинать строить страну с себя, а не смотреть на кого-то.

бойкот российских товаров

Илона Карпенко

Товары украинских фирм, которые имеют производственные мощности в России, в частности Roshen и "Оболонь" активисты пока не бойкотировали. Однако, по словам Олега Радика, планируют этим заняться.

Акции бойкотного движения обычно костюмированные, еще и имеют всякий инвентарь. И на флайеры и плакаты в свое время активисты не скупились. Однако бойкотирующие уверяют, что "богатого дяди", который бы постоянно их спонсировал, не имеют.

В начале, рассказывает Олег Радик, активисты сами собирали деньги на листовки (выпустили, кстати, около миллиона экземпляров). Тогда бойкотирующим финансово помогал и Комитет Майдана Львовщины.

Затем началась война и стало "стыдно просить деньги на акции", говорит Радик.Поэтому выпуск полиграфической продукции активисты свели к минимуму, пока ее за свой счет печатает дизайнер и еще один старожил бойкотного движения Игорь Страмик.

бойкот российских товаров

Листовка с перечнем российских товаров, которую сделали бойкотирующие

Одежда и всевозможные "спецэффекты" для акций активисты преимущественно берут на прокат. Из наибольших затрат они называют приобретение мышей для супермаркета. Деньги - 600 грн - дал один политик, имени которого Радик не называет.

Немного "влетело в копеечку" бойкотирующим и выливание символической "российской водки" в канализацию. На самодельную водку активисты потратили 300 грн, а неизменный дизайнер бойкота Игорь Страмик подарил акции этикетки с изображением президента РФ.

Трусы для "Сбербанка России", вспоминает Илона Карпенко, покупали в секонд-хенде на вес, а сарафаны и кокошники для "Альфа-джаза" бесплатно арендовали у неравнодушной львовянки.

бойкот российских товаров

Трусы на фасаде "Сбербанка России".

Недавно активисты выпустили "фирменные" футболки с лозунгом "Российское убивает". 3000 грн на их изготовление дала дружественная к бойкоту общественная организация "Галицкая крепость", вместе с которой бойкотное движение с лета арендует офис в Шевченковском районе.

"Есть много людей, которые ненавидят Россию и нам помогают. Но планового финансирования у нас нет", - отмечает Олег Радик. Он добавляет, что для функционирования бойкота надо 3-4 тыс. грн в месяц, но пока таких средств нет.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Мировая киноиндустрия бойкотирует Московский кинофестиваль Михалкова: 700 фильмов снялись с показа!

Большинство акций бойкотного движения обычно мирные и многим львовянам порой даже кажутся "цирком". По крайней мере такие отзывы можно было услышать на площади Рынок, когда активисты с балалайками, медведем и "блинами" на лопате шли бойкотировать "Альфа-джаз".

Однако время от времени российскому бизнесу во Львове наносят ущерб не только в виде повешенных у входа трусов.

Так, в отделениях "Сбербанка России" неоднократно били окна, а в июле этого года в офис банка на ул. Валовой забросили "коктейль Молотова". После этого банк съехал с "любимого" бойкотирующими помещения, а на его месте расквартировался "Roshen".

бойкот российских товаров

Олег Радик у объявления о переезде "Сбербанка"

Олег Радик утверждает, что сам он к силовым атакам на "Сбербанк" не причастен, однако подобные действия не осуждает. "Сторонники бойкота разные. Есть такие, которые не покупают российскую жвачку. А есть такие, которые хотят бить окна российским банкам или их жечь. Я лично к этому отношения не имею, но эти действия не осуждаю", - отмечает он.

Всего же за время бойкотной деятельности и около 40 проведенных акций Олег Радик дважды имел проблемы с милицией. Впервые его оштрафовали на 17 грн за мышей, принесенных к "Арсену", - супермаркет пожаловался правоохранителям на то, что грызуны могут быть носителями инфекций. Тогда 17 грн за Радика заплатил сам милиционер, который выписывал штраф.

Во второй раз Олег попал в поле зрения правоохранителей, когда вместе с единомышленником Александром Дзюпиным написал "Путинские сатанисты" на заборе вокруг кафедрального собора УПЦ МП в Киеве. "Мы не думали о том, чтобы пиариться, хотели это сделать втихаря, но случилось так, что нас поймали. После этого мы должны были взять на себя ответственность и сразу написали объяснительные записки, что это мы сделали. Никто нас за это не осудил. Так спонтанно вышла еще одна акция бойкотного движения", - объясняет активист.

Еще одно уголовное дело, по словам Радика, против него пытался сделать "Альфа-банк" через ложные сообщения о "минировании" их офисов, однако доказательств его причастности так и не нашли.
TUVwRVVYTTVSMEV3VEZoU1oyUkhRakJNYWxKcWVVUlJiMDVES3pCWlNGSm5aRU0wTUV4blp6Qk1MMUpuVGtNck1GbE1VWFZPUTNsSlRrTnFNRXh5VW1kT1EzY3dUR3BSZG1SSFRFeDVPSFpNT1VONE1FeHFVWFE1UXprd1RGaFNaMWg2VVhOa1F5c3dURzVSZFhSREt6QlpTamd3U25aU2FrNURlVEJNTjFGelp6MDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх