EN|RU|UK
 Экономика
  730  3

 В бюджетном процессе опять есть серьезные нарушения, - эксперт

Основные нарушения – приостановление норм других законов, нарушение стабильности налогового законодательства, ошибки в методологии расчетов по акцизам.

Как и в предыдущие годы, правительство снова допустило серьезные нарушения норм бюджетного законодательства. Ключевое - это приостановление норм других законов в рамках бюджетного процесса. Об этом заявил эксперт Института законодательства Верховной Рады, профессор, доктор госуправления Валерий Воротин в интервью сайту "Левый берег".

- Напомним, в прошлые годы Конституционный Суд принял несколько решений, которыми признал подобную практику неконституционной. Раньше этим грешили в бюджетном процессе очень часто - в основном это касалось социальных выплат - и из-за этого люди годами получали меньшие выплаты, чем это гарантировано законом. К сожалению, в проекте нового госбюджета снова сталкиваемся с этой же практикой - правда, в этот раз приостанавливаются нормы не социальных, а экономических законов - сообщил Валерий Воротин.

Слова эксперта подтвердило и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое в своем выводе заявило о подобных нарушениях.

Также, по словам эксперта, правительство нарушило принцип стабильности налогового законодательства, который гарантирован ст. 1 Налогового кодекса и ст. 27 Бюджетного кодекса.

Кроме того, эксперт указал на излишнюю оптимистичность макроэкономических показателей (в частности, прогноз роста ВВП в 3%), на которых построен проект госбюджета.

- Что касается структуры доходов - госбюджет слишком зависим от непрямых налогов - акцизов и НДС, которые являются налогами на расходы и снижают стимулы для возобновления экономического роста - отметил Валерий Воротин.

Кроме того, по словам эксперта, есть ошибки в методологии подсчетов доходов - в частности, по акцизам.

- Например, по табачным акцизам, где структура наиболее сложная среди всех подакцизных товаров, чиновники Минфина для упрощения расчетов в адвалорную часть ошибочно засчитывают в т.ч. средства, которые получены от минимального акцизного налогового обязательства. Такое искривление прогноза по доходам ведет к ошибочным выводам, на основе которых предлагают повысить адвалорную часть акциза - объясняет Валерий Воротин.

При этом, эксперт напомнил, что в странах Евросоюза, в методологии не допускаются даже незначительные упрощения, которые могут привести к искривлению прогноза. К тому же, в большинстве стран ЕС доминирует не адвалорная, а специфическая часть акциза, которая более удобна в администрировании и гарантировании доходов госбюджета.

- К тому же проект бюджета построен на пока еще несуществующей налоговой базе. Правительство не учитывает риски провала плана по доходам, в случае если бюджет будет принято отдельно, а изменения в Налоговый кодекс будут отклонены - заметил эксперт.

В то же время, среди позитивов нового проекта бюджета эксперт назвал постепенное введение элементов среднесрочного бюджетного планирования.

- Подобная практика успешно действует в странах ЕС, например, в Германии. У нас о необходимости внедрения практики среднесрочного планирования говорят уже не первый год. Но впервые Кабмин предложил законопроект, где предусмотрены отдельные элементы такого планирования. В частности, по акцизам - предложен трехлетний план повышения табачного акциза. Аналогичные меры нужно вводить и при планировании других доходов и расходов госбюджета. Это усилит финансовое обеспечение реформ - заявил эксперт Института законодательства Верховной Рады Валерий Воротин.
VEhrNGRrdzVRM2N3VEhKU2FIUkROREJNWkRnd1RFaFNhblJETURCTVlsRjBaRWRE
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх