EN|RU|UK
 Политика Украины, Экономика
  29892  151

 Разрыв связей с Украиной оказался трагедией для российских ВС, оборонки и космической отрасли, - СМИ

Разрыв Украиной связей с РФ в оборонной промышленности, а также санкции Запада, оказались для российской оборонки и космической отрасли настоящей трагедией.

Об этом пишет Владимир Воронов в статье для Радио Свобода, передает Цензор.НЕТ

"Не случайно повестку встречи Владимира Путина 10 апреля 2014 года с директорами ведущих предприятий российского военно-промышленного комплекса так прямо и обозначили: "совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности", - отмечает автор.

Поначалу, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уверял, что в его ведомстве уже "провели достаточно глубокий анализ" и "пришли к выводу, что серьезной зависимости у нашей страны по поставкам товаров с Украины нет".

Однако, как отмечает Воронов, по мере осознания всей глубины и тяжести проблемы заметно менялась и тональность речей первого лица государства. И уже в апреле 2015 года на заседании Военно-промышленной комиссии Владимир Путин признал, что "замещение импортных поставок в оборонной промышленности - это серьезный вызов".

Смотрите также: "Мы в болоте и продолжаем погружаться, но наш Владимир Владимирович молодец - настраивает на позитивный лад", - москвичи об экономике России. ВИДЕО

Реальные данные о масштабах проблемы стали появляться постепенно.

"Так, в одной из речей вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что узлы и комплектующие из стран НАТО и ЕС применяются в 640 образцах российской военной техники, в основном в радиоэлектронике и оптике. Из них "571 образец мы должны будем заместить к 2018 году", - говорится в материале.

В то же время заместитель министра обороны России Юрий Борисов, отвечающий за военно-техническое обеспечение Вооруженных сил страны, 16 июля 2015 года в докладе Путину привел несколько иные цифры.

По его словам, к 2025 году "спланировано к импортозамещению 826 образцов вооружений и военной техники". Другие источники дополняют, что замещение комплектующих только лишь из стран НАТО и ЕС должно коснуться не менее 800 образцов вооружения и спецтехники. А всего же речь идет не менее чем "о десятке тысяч конкретных изделий".

Читайте также: Запад не хочет столкнуть Россию в пропасть, - Госдеп США о санкциях

Самой же острой и даже критичной оказалась зависимость российского ВПК от украинских предприятий в сферах ракетно-космической, авиационной и кораблестроительной.

Так, "украинское происхождение" имеет ракетный комплекс РС-20 (Р-36М, он же по натовской классификации SS-18 Сатана), разработанный в днепропетровском КБ Южное и производившийся в том же Днепропетровске - на Южмаше. Системы управления к нему разработаны на харьковском НПО Электроприбор (ныне ПАО Хартрон). Тот же Хартрон - разработчик и поставщик систем управления межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и ее же шахтной установки, систем управления космических ракет Энергия, Днепр, Стрела, Рокот, Циклон, Циклон-4, разгонного блока Бриз-КМ и целого ряда других космических аппаратов и спутников.

Смотрите также: Украинская ракета-носитель вывела на орбиту российский спутник. ВИДЕО

Ракеты-носители "Зенит" для российской космической отрасли вообще производил лишь "Южмаш". Еще в этот "ракетный список" можно добавить, что система прицеливания для ракетного стратегического комплекса "Тополь-М" разработана на киевском заводе "Арсенал". Российские военные судостроители оказались в поистине критической зависимости от николаевского научно-производственного комплекса газотурбостроения "Зоря" - "Машпроект": это один из трех мировых монополистов по производству корабельных газотурбинных двигателей, в первую очередь для военных кораблей. Именно под николаевские газотурбинные движки было спроектировано несколько серий советских боевых кораблей (например, большие противолодочные корабли проектов 61, 1135 и 1135М, 1134-Б, 1155 и 1155.1, ракетные крейсера проекта 1164, эсминцы проектов 956, сторожевики проектов 11540, 11661), многие из которых и поныне находятся в составе флота. Под ГТД производства "Зоря" - "Машпроект" были спроектированы и серии кораблей уже для российского ВМФ: сторожевики проекта 11356, фрегаты проекта 22350. Под них же первоначально спроектированы и перспективные многоцелевые эсминцы проекта 21956. В авиационной сфере основной головной болью российского ВПК также были украинские движки - вертолетные двигатели ТВ3-117, ВК-2500 и Д-136 различных модификаций, которыми оснащаются боевые, военно-транспортные, транспортные и гражданские вертолеты Ми-8/Ми-14/Ми-17/Ми-171, Ми-24/Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-50/Ка-52, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32. Основной их производитель - запорожский концерн "Мотор Сич". Помимо этого, именно все тот же "Мотор Сич" производит двигатели для целой когорты самолетов, состоящих на вооружении российских ВВС: самолетов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-18/Ил-20, противолодочных Ил-38, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-12, самолета аэрофоторазведки Ан-30. Также двигателями от "Мотор Сич" оснащены "летающие парты" российских ВВС: старая - учебно-тренировочный самолет еще чехословацкого производства L-39 Albatros, и Як-130, который должен заменить "Альбатрос". А если еще учесть гражданские "борты", в этот список добавятся Ан-74, Ан-140, Ан-148, Як-40 и Як-42.

Это не считая такой "мелочи", что именно "Мотор Сич" - основной производитель разного рода авиационных вспомогательных двигателей: для подачи воздуха, питания электроэнергией бортовой сети, обогрева салонов, запуска основных двигателей. Не все так просто оказалось и в сфере авиационных вооружений: именно киевский завод "Арсенал" производил инфракрасные (тепловые) головки самонаведения (ГСН) для российских ракет ближнего боя класса "воздух-воздух" Р-73, которые являются штатным боеприпасом основных российских боевых самолетов: МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-25 и др.

Читайте также: На вооружение ВКС России поступит более 200 самолетов и вертолетов в 2016 году

Проблемы из-за прекращения поставок украинских комплектующих начались практически сразу. Некоторые из них на слуху. Так, уже в марте 2014 года киевский "Арсенал" прекратил поставки в Россию ГСН для ракет Р-73 и к началу 2015 года их запасы у производителя, по данным СМИ, были практически исчерпаны. В марте 2015 года был сорван намеченный запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя "Рокот" с тремя спутниками "Гонец-М" системы связи "Гонец". Формально запуск отменили по "техническим причинам", но в прессу тогда просочились данные, что проблема возникла из-за запрета украинских властей на поставки комплектующих для "Бриз-КМ" - разгонного блока ракетоносителя: системы управления этим блоком производит харьковский "Хартрон". Более того, поскольку заменить украинские комплектующие нечем, Россия вообще может отказаться и от самой ракеты "Рокот", хотя эти ракеты относительно дешевы и считаются надежными.

Проблемы из-за комплектующих украинского производства возникли и при производстве торпед. Завод "Дагдизель", один из ведущих производителей торпед для подводных лодок, даже оказался на грани банкротства именно из-за потери кооперации с украинской промышленностью. В феврале 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин потребовал от руководства завода до конца года устранить отставание в поставках комплектующих для торпед, возникшее как раз из-за разрыва связей с Украиной. Приказать, конечно, легко, но пресловутые комплектующие, блок приборов управления (БПУ), производит НПО "Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского", и его просто так, по приказу, не заменишь. Кстати, задачу замены украинских БПУ российскими ставили еще в начале 2000-х годов перед старейшим отечественным разработчиком морских вооружений ЦНИИ "Гидроприбор" (ныне это ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"). Но сейчас вдруг выяснилось, что задача так и не решена. Если же зайти на сайт Киевского завода автоматики, то можно узнать, что он производил много чего важного для российских систем морского вооружения. Например, комплекс аппаратуры управления К-10 "Шквал", по всей видимости, для одноименной "скоростной подводной кавитирующей ракеты". Там же делают комплексы аппаратуры управления и приборы курса для целого ряда торпед - противолодочных, противокорабельных и универсальных, автопилоты для авиационных противолодочных ракет, рулевые машинки (тоже для торпед).

Смотрите также: Кабмин решил разорвать соглашение о военно-техническом сотрудничестве с РФ, - Яценюк. ВИДЕО

"Едва ли не самое "пикантное", что Россия полностью зависима от Украины по… титану. Все 100% титановой руды Россия получает именно из Украины! Это очень странно: на территории России имеются огромные месторождения титана, но, как оказалось, они не разрабатываются, да и вообще, как сообщают специализированные источники и издания, "в настоящее время в России полностью отсутствует собственная эксплуатируемая сырьевая база титанового сырья. Все действующие сырьевые объекты бывшего СССР остались в Украине", - пишет журналист.

Столь же критично положение с вертолетными двигателями. Еще в декабре 2014 года заместитель министра обороны Юрий Борисов в интервью "Известиям" признал, что поставки двигателей с Украины - одна из самых больших проблем, и "чтобы уйти от зависимости, нам пришлось ускориться, удвоить или утроить объемы производства двигателей". Однако из выступления председателя совета директоров Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), председателя совета директоров ОАО "Вертолеты России" и первого заместителя гендиректора госкорпорации "Ростех" Владимира Артякова следовало, что ни о каком удвоении или утроении речи и близко нет. Год назад на вопрос, как решается проблема с замещением продукции "Мотор Сич", Артяков ответил, что на ОАО "Климов" запущено производство двигателей ВК-2500 для вертолетов "Миль" и "Камов", но пока это производство еще лишь "опытно-конструкторское". Что в переводе на обычный язык означало: это не серийное производство, а кустарная сборка. Что подтвердила и следующая фраза Артякова: "Сейчас стоит задача увеличения серийности производства с 50 двигателей в 2014 году до 350 двигателей к 2017 году". При том, что еще в феврале 2014 года глава корпорации "Ростех" Сергей Чемезов определил потребность в вертолетных двигателях с Украины в 250-270 единиц в год. А всего российским вертолетам к 2020 году потребуется, по всей видимости, не менее 5000 таких двигателей.

Напомним, что Кабинет министров Украины остановил действие межправительственного договора с РФ о производственной и научно-технической кооперации между предприятиями оборонной промышленности от 18 ноября 1993 года.
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
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 2 из 2
<<<1 2
Страница 2 из 2
<<<1 2
   
 
 
 вверх