EN|RU|UK
 Политика Украины
  4786  184

 Порошенко нужно избавиться от наследия своих предшественников - чрезмерной концентрации власти, - советник вице-президента Европарламента

Несмотря на международную поддержку проекта изменений в Конституцию, в украинском обществе не утихают дискуссии по поводу глубины и сбалансированности предлагаемых новаций.

Как сообщает Цензор.НЕТ, об этом заявил в своем блоге политический советник вице-президента Европарламента Ярослав Мендусь.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Венецианская комиссия приветствует направление Радой в КС изменений в Конституцию в части децентрализации

Отражением остроты этой полемики стал комментарий вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроид (представителя третьей по численности фракции коалиционного большинства). В интервью известному интернет изданию "Украинская правда" она прямо сказала: "В документе [проекте] заложены вещи, которые не имеют ничего общего с децентрализацией. Там скорее речь идет о "доцентрализации" власти.... Баланс власти в новой Конституции не улучшается, он ухудшается".

Острейшие дискуссии среди политиков, экспертов и общественных деятелей касаются, прежде всего, объема полномочий, порядка назначения и подотчетности института префектов. По замыслу авторов конституционных изменений за основу брался вроде бы французский опыт. Но во Франции префекты осуществляют административный контроль. Если принятые регионами акты нарушают действующий закон, то французский префект наделен правом обращения в административный суд. Также он осуществляет бюджетный контроль путем обращения в региональные счетные палаты.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": На украинскую власть и на меня никто не давит и давить не может, - Порошенко

В украинском варианте префекты наделяются не контрольными, а исполнительными функциями. Об этом прямо говорится в статье 118 конституционных изменений: "...Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты". Более того, ст. 119 наделяет их правом "...издавать акты, которые являются обязательными на соответствующей территории".

Окончательно доминирование института префектов над органами местного самоуправления оформляется в ст. 144: за префектом закрепляется право "...остановить действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд". Иными словами, чиновник, назначенный президентом, наделяется правом толкования Конституции и контроля за ее выполнением. Думается, подобного аналога мы не найдем в Конституции ни одной европейской страны.

Подверглись критике также конституционные положения, которые наделяют Президента правом не только останавливать действие актов советов общин, районов или областей, но даже прекращать существование самоуправляющихся органов. И если такие действия гаранта соблюдения Конституции являются вполне логичными и адекватными в случае проявлений сепаратизма или посягательства на территориальную целостность страны, то два других задекларированных пункта - несоответствие принятых решений Конституции Украины и угроза национальной безопасности - создают возможности для неоправданного влияния на органы местного самоуправления со стороны Президента.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Украине нужна децентрализация власти, - советник вице-президента Европарламента

Например, Закон об основах национальной безопасности Украины среди 71 угроз называет в том числе такие, как: низкая конкурентоспособность продукции или отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины. Какое бесконечное поле для толкования!

Приведенные оговорки можно было бы считать надуманным, если бы они не дополнялись другими примерами, что ставят под сомнение приверженность Петра Порошенко декларируемым европейским принципам организации власти.

Так, Президент Украины является ярым сторонником полной ликвидации депутатской неприкосновенности. И действительно, в действующей Конституции она имеет слишком широкое трактование: "Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы". Однако, полная отмена депутатского иммунитета создает реальные угрозы для парламентаризма, порождает искушения для власти неправовым образом давить на неугодных народных избранников от оппозиции. Очевидно, при таких условиях стоило бы обратиться к опыту европейских стран. В большинстве из них (как и в Европарламенте) депутат до приговора суда не может быть задержан или арестован, но как и каждый гражданин может быть объектом допроса, следствия, суда.

Не остались без внимания политиков и экспертов попытки президентской команды закрепить в Конституции за Президентом право образовывать и ликвидировать суды и переводить судей из одного суда в другой. Конечно, подобные попытки плохо корреспондируются с принципом независимости судебной ветви власти и европейской традиции.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Нуланд: Изменения в Конституцию подразумевают именно децентрализацию, а не федерализацию, и соответствуют Минским соглашениям

Не добавило оптимизма по этому поводу и интервью главы президентской администрации господина Ложкина интернет-изданию Lb.ua, в котором он откровенно заявил о своей приверженности не действующей парламентско-президентской модели, а президентской, как во времена Кучмы и Януковича. И в качестве аргумента привел следующее рассуждение: "Существующая сегодня система не позволяет нам быстро принимать решения. Мягко говоря".

Жаль, но похоже на то, что уважаемый господин забыл, что президентство Леонида Кучмы закончилось Оранжевой революцией, а президентство Виктора Януковича - Майданом. При этом главным требованием Майдана и в первом и во втором случае была смена системы власти.

Петр Порошенко имеет большой политический опыт. Он вместе с Николаем Азаровым фактически был основателем Партии регионов во времена президента Кучмы, затем - секретарем совета национальной безопасности и обороны при президенте Ющенко, министром иностранных дел при премьере Тимошенко, министром экономики при президенте Януковиче. На президентских выборах он победил в первом туре, получив 54% голосов. Сегодня через год и 2 месяца за него готовы голосовать лишь 14,6% опрошенных.

И украинцы, и наши западные союзники критикуют Президента и правительство за отсутствие решительных и глубоких реформ, ненадлежащую борьбу с коррупцией. В то же время отмечают неординарные дипломатические способности главы государства, его напористость и работоспособность.

Чем быстрее Петр Порошенко избавится от сомнительного наследия своих предшественников в виде опасной тяги к чрезмерной концентрации власти, тем быстрее он сможет оправдать высокий лимит доверия, выданный ему украинцами во время президентских выборов.

VEhrdlVXNU9RekV3VEROUmRFNUhSREJaU0ZKcVNIcFJiamxES3pCWlJGRjJkRWRKTUV4WVVYWmtRell3VERSMlREbERlVEJNZGxGelRrZENNRmxNVW1wSWVsRjBUa014TUZsaVVYUmtRemt3V1V4U1owNURkekJNZGxGMVRrTXpNRXhFVW1oMFF6UXdXVGc5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 2 из 2
<<<1 2
Страница 2 из 2
<<<1 2
   
 
 
 вверх