EN|RU|UK
 Экономика, Общество
  5207  54

 На исследования рыночной экономики бюджет потратил 500 миллионов гривен, - VoxUkraine

Украинские власти должны создать новые правила, которые будут способствовать демонополизации рынка и создадут условия для прозрачной конкуренции и появления качественно новых игроков.

Как сообщает Цензор.НЕТ, об этом пишет общественно-аналитический проект VoxUkraine, который проанализировал объем и распределение государственного финансирования научных исследований в области экономики в Украине.

Как отмечается в статье, топ-10 крупных учреждений осваивают почти 72% объемов выделенных средств. При этом за последний год представители финансируемых государством учреждений не опубликовали ни одной научной статьи по экономике в топ-100 мировых экономических журналах.

В своей статье VoxUkraine анализирует рынок экономических научных продуктов, финансируемых государством. Как подчеркивают авторы, этот рынок сильно монополизирован и поделен между крупными государственными структурами.

Государственные заказы (более 1100 отдельных работ, значительная часть которых рассчитана на несколько лет) на научную продукцию в Украине исходят от Национальной академии наук (НАНУ), Национальной академии аграрных наук (НААНУ), министерств и других государственных учреждений. ТОП-10 учреждений, обеспечивающих 98% заказов (на общую сумму 416 млн грн) научных продуктов по экономике, приведено на рис.1. Почти половину работ заказывает НАНУ, 32% - министерство экономического блока правительства и 10% - Министерство образования и науки.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Национальная академия наук нуждается не только в кардинальной реформе, но и в полном аудите, - Квит

Рис. 1. Доли учреждений, которые осуществляют государственные заказы на научные продукты в экономической отрасли, в общем объеме таких заказов в Украине


график исследования


Самый крупный заказчик - НАНУ - размещает госзаказы исключительно в институтах Академии наук. Почти 90% заказов осваивают 7 учреждений: 42% средств приходится на финансирование исследований в Институте экономики и прогнозирования, 14% осваивается в Институте региональных исследований, 9% - в Институте экономики промышленности. Небольшие независимые исследовательские центры не получили ни одного заказа.

Это может говорить о том, считают авторы статьи, что НАНУ заинтересована скорее не в развитии рынка научной продукции, а в консервации существующего состояния экономической науки. При этом независимые исследовательские центры вполне успешно выполняют проекты по разнообразным заграничным грантам, так что вопрос здесь скорее не в возможностях, а исключительно в доступе к "кормушке", говорится в статье.

Бюджеты научно-исследовательских работ (НИР) формируются в соответствии с нормативными документами НАНУ на базе (1) сроков выполнения работы и (2) количества исполнителей. Часто НИР выполняет определенный отдел института НАНУ, а их стоимость рассчитывается на основе количества сотрудников отдела. Бюджет НИР по заказу НАНУ может достигать 10,6 млн грн, а сроки выполнения колеблются от нескольких месяцев до 3-х лет.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Порошенко назвал реформирование науки "одним из главных приоритетов государства"

Так, самый крупный бюджет (10,6 млн грн) среди всех работ, которые на данный момент выполняются на заказ НАНУ, у НИР "Факторы и тренды экономического роста в Украине". Над этой НИР работают в Институте экономики и прогнозирования под руководством В. Гейця, сроки выполнения - 2015-2017 гг. На втором месте (с бюджетом 8,6 млн грн) - работа "Национальная модель неоиндустриального развития Украины", которую выполняют ученые Института экономики промышленности под руководством В. Вишневського (2013-2016 гг.).

Министерство образования и науки размещает большинство государственных заказов в учебных заведениях. Почти 15% от всех заказов в 2013-2015 годах Министерство образования размещало в Одесском национальном экономическом университете, 9% - в Киевском национальном экономическом университете им. Вадима Гетьмана, 6% - в Киевском национальном торгово-экономическом университете. Хотя Министерство образования и науки обеспечивает присутствие на рынке разнообразных игроков, все эти игроки являются государственными высшими учебными заведениями. Научные проекты в небольших исследовательских структурах министерство не финансирует.

Почти у каждого государственного органа экономического блока правительства есть "свои" центры, которые получают львиную долю заказов, например:

- Государственная фискальная служба размещает 77% заказов в Научно-исследовательском институте финансового права, а остальные (23%) - в Национальном университете Государственной налоговой службы.

- Президент и Администрация Президента размещает львиную долю заказов на научную продукцию в Институте стратегических исследований и Национальной академии государственного управления при Президенте Украины.

- Министерство финансов Украины размещает заказы исключительно в Академии финансового управления, а Минэкономразвития - преимущественно в Научно-исследовательском экономическом институте.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Украина и Франция планируют подписать 15 соглашений о сотрудничестве между вузами

Это может говорить о том, отмечают авторы статьи, что перечисленные госучреждения распоряжаются государственными средствами на экономические исследования неэффективно, поскольку размещают заказы в одном-двух учреждениях и способствуют монополизации этого рынка.

Самый большой бюджет (11,1 млн грн) среди НИР, которые выполнялись по заказу государственных учреждений экономического блока правительства, был выделен для работы под названием "Разработка упрощенной модели уплаты налогов и сборов и учета платежей в информационной системе Министерства доходов и сборов Украины". Над ней работали в Научно-исследовательском институте финансового права на протяжении 2011-2014 гг. под руководством В. Дейнеки. VoxUkraine не смогли найти ни одного факта использования наработок по этой НИР в разработке изменений к налоговому кодексу.

ТОП-10 учреждений, осуществляющих 72% НИР по экономике за счет государственных средств (416 млн грн), приведено на рис.2. Пятерка лидеров осваивает половину средств налогоплательщиков, которые выделяются на финансирование научных исследований в экономике, при этом 22% всех средств осваивает Институт экономики и прогнозирования.

Рис. 2. Доля на рынке учреждений, осуществляющих НИР в отрасли экономики за счет государственных средств


график исследования

Руководители этих учреждений, пишут авторы статьи, за государственные деньги фактически создали изолированную среду, которая практически не пересекается с мировым научным сообществом. Это подтверждает отсутствие публикаций и цитирований руководителей ТОП-10 учреждений в Scopus (таблица 1). Количество цитирований этих авторов в РИНЦ также является мизерным.

график исследования

Читайте на "Цензор.НЕТ": Глава Минобразования Квит прогнозирует сокращение количества вузов до 200


Качественная эффективность освоения средств налогоплательщиков ключевыми участниками рынка научной продукции - тема для отдельных исследований, говорится в статье. Однако даже количественные параметры свидетельствуют о необходимости коренного изменения правил игры. Новые правила должны способствовать демонополизации этого рынка и создать условия для прозрачной конкуренции и появления качественно новых игроков, считают в VoxUkraine. И добавляют, что если создать конкурентную среду на рынке научной продукции и снять искусственные административные барьеры для доступа к нему, новые состоятельные игроки появятся достаточно быстро.

"Сегодня решение о финансировании научных исследований принимают высокопоставленные должностные лица академии наук и чиновники профильных министерств. Это необходимо изменить: такие решения должны принимать признанные в мире ученые. Их необходимо активно привлекать к рецензированию заявок на НИР, проведение конкурсов на финансирование, оценивание результатов. Необходимо ввести минимальные требования к составу исполнителей НИР, которые финансируются государством. Они должны свободно владеть английским языком, иметь публикации и цитирования в Scopus. Это позволит быстро изменить качество научных исследований и обеспечит интеграцию сильных отечественных экономистов в мировое научное сообщество", - резюмируют авторы статьи.

Читайте на "Цензор.НЕТ": Украина может стать следующей Силиконовой долиной, - американский Forbes


VEhrNGRrdzVRM2d3V1RkUmRFNURNakJNV0ZKbmJucFJkVTVIUWpCWlNGRjFPVU14TUV4VVVYWjBRM2t3VEVSUmRtUkROREJNVmpnd1RETlJjMDVIUkRCTWNsRnpTSHBTWjA1RE1UQlpWRkYyZEVkQk1FeDZVbWt6ZWxGdVpFTlJNRW93WnpCTFVGRjFkRWRCTUV4RVVYVk9Remt3V1hRNE1FcDZVWFZPUXprd1REZFJjMlJIUVRCTVJGRjBPVU1yTUV4TVVYTk9Remt3VEdwU2FuYzlQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх