EN|RU|UK
 Экономика
  2889  15

 Новый директор департамента госзакупок Минэкономразвития отчитался о первых неделях работы: Задача - сделать изменения необратимыми

"Вот уже больше года, после Майдана я вместе с еще несколькими, такими же, совершенно бесплатно прилагаю титанические усилия, чтобы провести реформу госзакупок в Украине. И вот уже две недели, как я занимаю должность директора департамента регулирования государственных закупок в Минэкономразвития"

Как сообщает Цензор.НЕТ, об этом на Фейсбуке в рамках рубрики #РоблюРеформы Министерства экономического развития и торговли Украины пишет Александр Стародубцев - глава департамента госзакупок. "Здравствуйте. Меня зовут Александр Стародубцев. И я трудоголик:)
Вот уже больше года, после Майдана я вместе с еще несколькими, такими же совершенно бесплатно прилагаю титанические усилия, чтобы провести реформу госзакупок в Украине. И вот уже две недели, как я занимаю должность директора департамента регулирования государственных закупок в Минэкономразвития. Как шутят мои друзья - самую коррупционную должность в стране:)

Читайте: Абромавичус: В МВФ "сильно удивлены" выполнением обязательств Украиной

Украина год от года покупает миллиардов на 200 гривен всяких товаров, работ и услуг от ядерного топлива до канцтоваров. Государственными закупщиками выступают более 15 000 госструктур от районных больниц до министерств. На госзакупки влияет множество международных обязательств, война и естественных конфликт покупателя и продавца, присущий любому контракту. Ну а про средние ставки откатов, вы все сами знаете. Так что действительно должность ответственная, тема - сложная, а реформа - очень важная.
Идея заняться госзакупками пришла мне довольно спонтанно сразу после Майдана, где я с друзьями сделал Открытый Университет Майдана. Как и многие тогда, я думал, куда можно приложить небольшие усилия для достижения внушительного результата. С небольшими усилиями я явно промахнулся, а вот с масштабностью результата все ОК. Если мы сделаем те вещи, которые запланировали, Украина будет экономить миллиардов 40 гривен ежегодно. Расчет, конечно, грубый. Но порядок цифр именно такой.

Читайте: "Государство теряет десятки миллионов гривен от плохой организации закупок Министерством обороны" - президент "Укрлегпром" Соколовский

Основные проблемы украинских госзакупок в принципе укладываются в гоголевские "дураки и дороги". В закупках это называется низкая профессионализация тендерных комиссий и бумажные процедуры. Такая ситуация рано или поздно заканчивается системной коррупцией и нежеланием нормальных бизнесменов со всем этим связываться. Мы больше всегда занимались именно бумажными процедурами - хотим перевести их в электронные. Хотя уверен, что это поможет и профессионализации тоже. Например, в том же быстром и удобном распространении лучших практик. Ну а коррупция сама уйдет, как только появится прозрачность, конкуренция и вернется бизнес, который сам лучше всех все и проконтролирует.
К такому простому пониманию мы пришли не сразу. Чтобы выйти на согласованную Концепцию реформы понадобилось несколько месяцев изучения международного и местного опыта, приставания к разным экспертам, ну и между собой договориться что делаем, а что нет - тоже было не просто. Когда стало понятно, что ключ решения этой проблемы в электронизации процедур - мы стали думать, как это можно выполнить. Универсальных рецептов в мире нет. Ближе всех к нам был грузинский опыт, но у них как раз с IT все было не так хорошо, как в Украине. В итоге, у нас получилось уговорить несколько частных электронных закупочных площадок, уже присутствующих в Украине, принять участие в нашем пилотном проекте и включиться в построение электронной инфраструктуры по госзакупкам.

Читайте: Яника Мерило уходит с должности советника министра экономразвития

Общий концепт мы придумали довольно изящный: сделать единую государственную центральную базу данных, где будет храниться информация обо всех тендерах и сколько угодно много частных систем доступа (интерфейсов) к этим данным. Таким образом, государство получит единое хранилище с комплексной системной информацией, а частные площадки - возможность предоставлять сервис всем участникам рынка. Система напоминает банковскую - государственный национальный банк и частные банки, работающие с конечными клиентами. Кроме того, у таких частных площадок уже есть пулы поставщиков, которые теперь смогут предложить свои товары и услуги государству. По ходу решается проблема тотального недоверия бизнеса государству: государство и не будет никого агитировать участвовать в госзакупках. Все сделают частные площадки, за что, очевидно, возьмут плату. Но когда их много и условия конкуренты - рынок значительно лучше любого министерства выйдет на приемлемые для всех правила игры. Ну и самое последнее - сами частные площадки и профинансировали создание государственной центральной базы. Не брать деньги из бюджета - наша изначальная принципиальная позиция. Там и без нас "не очень".
Дальше было проще. Несколько первых заказчиков согласились испытать нашу систему. Гражданские организации тоже на каком-то этапе нам поверили и активно включились в работу.
И вот с середины февраля система "Прозорро" (http://prozorro.org/ ) была запущена в боевую эксплуатацию. Кстати название Прозорро - результат полного крауд-сорсинга. Мы объявили конкурс на Фейсбуке, и Владислав Рашкован - первый зампред НБУ предложил Prozorro - которое всем понравилось.

На сегодня потенциальная экономия уже составляет более 25 миллионов гривен, а Национальная Рада Реформ обязала все министерства присоединиться к "Прозорро" и отчитаться.
Из важных особенностей - система написана открытым кодом (open-source), чтобы ни одна зараза никогда не шантажировала Украину правами собственности на программный продукт. Да и вся работа проводилась исключительно открыто, с публикациями всех документов в гугл-доках, и еженедельными апдейтами, которые можно найти в моей ветке и на http://www.prozorro.org/ blog

Из важного о системе, пожалуй, все. Теперь о департаменте, которым я теперь руковожу.
Первое, что я сделал - сфокусировался на кадрах. Абсолютно уверен, что реформу никто в одиночку не одолеет. После громкого крика о помощи, мы со Светланой Котляревской провели более 50 собеседований, отобрали 8 новых сотрудников в Департамент и набор продолжается (это только что было публичное приглашение отправить свое резюме Свете на c-12@bigmir.net: )). Нам нужны адекватные люди, нам нужна донорская помощь, нам нужна поддержка политиков и экспертов. Наша задача не просто реформировать систему, но и сделать эти изменения необратимыми. И у нас это точно получится.

Два слова о себе. Я родом из Харькова. Закончил местный Политех и уже в Киеве получил МБА в Киево-Могилянской Бизнес Школе. Более 12 лет я проработал на фондовом рынке, где постепенно из сотрудника бек-офиса превратился в партнера местного офиса крупной иностранной корпорации. По дороге я работал наемным директором, сам основывал компании и участвовал в партнерских проектах. Так что я много всего разного умею:) Все, что я делал до этого в бизнесе, мне очень нравилось, и я в принципе никогда не планировал работать чиновником. Думаю, что мои сильные стороны - это умение объединять людей в команды и вдохновлять на подвиги. Чем и буду бессовестно пользоваться и дальше на госслужбе. Моя мотивация кроме патриотизма такая: успешные компании я уже создавал, а вот успешные рынки еще нет. Поэтому интересно. Похоже, я на правильном пути:)

Слава Украине!", - пишет чиновник.

VEhrNGRrdzVRM293VERkU1oyUkRNekJNUkZGMWRFZEVNRXd2VVhWMFF6Um1Ua05qTUV4cVVYWmtSMDR3VEhKUmRuUkRPVEJNTjFGMlRrZEJNRXhFVVhRNVEza3dUR3BTWjNSRE5EQlpPRDA9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх