EN|RU|UK
 Общество
  2618  27
Материалы по теме:

 "Иногда лучше коснуться": Здесь собрались настоящие воины, - лагерь для семей с детьми-аутистами. ФОТОрепортаж

Журналист побывал в лагере для аутистов. Летом 10-15 семей с такими детьми собираются вместе и едут на море. Пока с малышами работают педагоги-воспитатели, родители имеют возможность дышать приморским воздухом, а также получить своеобразную психологическую помощь: каждый день они в кругу вместе с психологом проговаривают сложные жизненные ситуации. Наконец, это возможность почувствовать: ты не один со своей проблемой.

"Ассоциация родителей детей с аутизмом" и ее председатель Женей Паничевская реализовала идею лагеря для аутистов, а главное - для их родителей, пишет в своей блоге на lb.ua журналист Макс Левин, передает Цензор.НЕТ.

" Мой первый день в лагере начинается именно с "психогрупы": в обеденное время, пока некоторые дети спят, а другие играют в игровой комнате, родители собираются в беседке возле корпуса. На улице сумасшедшая жара. Здесь же, под крышей, веет легкий ветерок, время будто остановилось. В беседке основном женщины, но есть и двое мужчин. Видимо, все уже привыкли: дети, особенно "проблемные", это - мамина забота. Следовательно, пап, которые участвуют в "детских делах", ценят особенно. Пытаются беречь, как вымирающий вид", - пишет журналист.

"Чувствую будто присутствую на своеобразной тайной вечере - много откровенного о совершенно посторонних людей. Родители, которые здесь собрались, - настоящие воины. Они воюют с системой, которая не хочет принимать их детей с их особенностями и потребностями. Они воюют с собой - вынуждены меняться, или изменить свое отношение к аутизму как таковому. Здесь, на психогруппе, все они маленькие и беззащитные. Там, во взрослой жизни, это не разрешено", - делится впечатлениями журналист.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: "Мы тут рядом!": фотовыставка о детях-аутистах в Киеве. ФОТО

Все родители разместились по кругу, девушки (не могу назвать их женщинами - слишком молоды душой) заметно подавлены:

- Я и в 33 года с одним ребенком чувствовала себя очень взрослой. Но настоящее осознание собственной взрослости наступило, когда детей стало трое, а Тимуру поставили диагноз «аутизм». Если бы не Дина, было бы очень тяжело. А Дина настоящая девочка - и обнимет, и приласкает. Сразу легче становится. И Тимура Диночка за собой подтянула - он берет с нее пример, становится мягче, добрее, - подперев голову коленом, делится Женя.

аутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутисты


Один из отцов рассказывает более практичные вещи:

- Еще год назад я постоянно по командировкам мотался, жизнь неслась с сумасшедшей скоростью. Теперь, после того, как сыну поставили диагноз, я осознал, что он не может быть таким как все. Значит, мое место - дома, рядом с ним. Изменилось отношение даже к таким повседневным вещам, как поход в магазин. Перед тем, как выйти из дома, я планирую наш маршрут. На несколько кварталов вперед просчитываю, что сына может отвлечь, расстроить, что - порадовать.
"Истории разные, а результат один - почти все плачут. Чувствую, что слезы уже набираются в глазах и у меня - тема непростых отношений родителей и детей близка всем, проблемы у всех схожие, это и объединяет. А мысли тяжелые только тогда, когда ограниченные рамки черепной коробки", - пишет Левин.

Занятия с детьми проходят в спальных комнатах корпуса и игровой. Все двери закрыты, поэтому наугад захожу в комнату, откуда доносятся звуки барабана и песенка. Идет музыкальное занятие.

-Я - барабанчик, бам-бам,

-В барабанчик играю сам

-Когда я песню свою спою,

-Барабан Мирону отдаю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: Под стенами ведомства Табачника родители детей-аутистов требовали для них нормального образования

Светловолосая Ева не хочет отдавать барабан Мирон. Он мрачный и пухленький - похож на маленького медвежонка, которому не дали меда. Воспитатель проговаривает за Еву нужные слова: "Я отдаю барабан Мирону, Я отдаю барабан Мирону". Это действует, теперь уже барабанит Мироша. Занятие длится около 20 минут, затем дети уходят на другое, а сюда, на музыку приходит Малика.

Малика, Мирон и Ева примерно одного возраста - 3-5 лет. Их родители недавно узнали о том, что у детей аутизм. Их речевой аппарат примерно на одном уровне. Малика ходит по комнате, приговаривая: "падь, падь, падь..", пытается открыть дверь и выйти. У нее на голове желто-красная панама с ушками - точно пчела. Такое поведение - бесконечное повторение одних и тех же движений, слов присуща аутистам. Воспитатель настойчиво повторяет: "Я не ухожу, я не ухожу, я разуваюсь..".

Говорить от первого лица - один из специальных приемов. Считается, что это помогает аутисту осознать собственное «я». Часто аутисты уже во взрослом возрасте, комментируя свои действия, говорят от третьего лица: "Ваня сел, Ване нравится..."

аутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутисты


Малика замирает только когда воспитатель начинает играть на скрипке. Она берет в руки смычок и хотя и неуклюже, но пытается повторять мелодию, которую слышит. Впрочем, интерес быстро проходит. Теперь девочка-пчела вновь кружит по комнате, приговаривая "ше-ке, ше-ке". Скорее всего, речь идет о шейкере. Но и здесь есть место педагогическом момента: "Дай мне шейкер, дай мне шейкер", - повторяет преподаватель по слогам.

"Я думаю, чем отличаются эти дети от обычных. Те же запреты и попытки вписать их поведение в рамки. В рамки, очерченные общественными нормами "что такое хорошо, что такое плохо". Только аутистов вписать в рамки гораздо труднее", - пишет журналист.

На занятии, посвященном культуре поведения, 8-ми летний Данил иногда говорит: "писать, хочет писать". Преподаватель его переспрашивает, действительно Данил хочет в туалет. Данил кивает. Мне поручено конвоировать Даню в туалет и обратно. В конце длинного темного коридора - нужные нам двери. Но Даня пытается забежать в темную душевую комнату, спрятаться в душе. Едва возвращаемся, за пять минут Даня снова просится выйти. Обучение ему не идет - он сжимает кулаки и бьется о них головой.

аутистыаутистыаутистыаутистыаутистыаутисты


Мальчику трудно. Большие глаза, немного удивленное выражение лица. Все, что происходит вокруг, давит на него. В буквальном смысле. Так, как давит на голову взрослому человеку толща воды, когда погрузиться на глубину метров в двадцать. Впрочем, взрослый человек, ныряет с аквалангом скорее для развлечения, всегда может подняться наверх - к воздуху, солнцу, и может лишиться безумного давления. Ребенок аутист - не может.

Даня и Надя почти на всех занятиях вместе-они примерно одного возраста. Хотя у Нади успехи получше. Да и выглядит она взрослее - взгляд глаза в глаза, загадочная улыбка. "Прос-ти-те", - по слогам говорит она. Впрочем, дети заметно устали, поэтому постоянно отвлекаются. Преподаватель объявляет перерыв, выходит из комнаты. Даня будто только этого и ждал - ложится на диван, стоящий в углу, поворачивается лицом к стене.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: "Поймай меня, если сможешь": британский подросток-аутист полгода успешно обманывал руководство авиакомпаний

Я спрашиваю у Нади, что изображено на пазле, который они только что пытались сложить. На картинке - море. "Ме-ду-зу кушать. Горького кая, невкус-ная ", - Надя рассказывает о том, с чем у нее ассоциируется море. Рассказ прерывается смехом. Я озадачен, не понимаю: то ли она смется, что мой вопрос был слишком тупым. Надя добивает: "Мазь фи-нал-гон кушать, мазь фи-нал-гон кушать, горькая" - смеется девочка.

"После возвращения из лагеря прошло меньше недели. Киев, работа. Возвращаюсь со съемки - открытие очередной сессии Верховной Рады. Вдруг ловлю себя на мысли: сегодня при общении с коллегами, которых давно не видел, пытался их коснуться. Так делают аутисты: положить руку на плечо, расправить волосы. Вспоминаю Катю. Иногда лучше коснуться, слова здесь излишни", - завершает свой рассказ Левин.

TUVwaVVYVk9Rek13VEROU2FrTkVVWFk1UjBFd1RGaFJkWFJIUVRCTVJGSm5aRU01TUV4QmRrdzVRM2N3V1ZCU1ozUkROREJaU0ZKbmRFZE1USGt2VVhaMFEzZ3dXVVJSYzA1RE16Qk1OMUZ6ZEVOM01Fd3pVWFZPUXpGbVRrTXZNRXczVVhaT1F5c3dXVzVTYWtFOVBRPT0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх